Ложь и правда настоящего момента (комментирует политолог Сабит ЖУСУПОВ)

Источник: газета "МК в Казахстане"

Самые заметные события прошедшей недели комментирует политолог Сабит ЖУСУПОВ


***


Звенья одной цепи


– На прошлой неделе вышел фальшивый экстренный номер “Ассанди-таймс”. Как вы думаете, кто и с какой целью это совершил? Редакция газеты видит в этом “руку” власти.


– Я тоже придерживаюсь версии, что за этим стоит сама власть. Такие вещи уже имели место. И это не топорная работа. Я увидел информацию, которая, скорее всего, заслуживает внимания. Помните, в свое время полковник Бектасов говорил журналистам, что если бы у него была возможность написать, что такое наша оппозиция на самом деле, когда чуть ли не каждый в ее рядах “стучит” на своих, то у людей бы волосы дыбом встали?


– Полковник этот, кажется, уже давно не у дел. Вы в это верите?


– Да, среди оппозиционеров, к сожалению, такое количество инкорпорированных… Я лично видел двоих социологов-аналитиков в звании полковников. Власть располагает массой информации о людях оппозиции, думаю, и этот фальшивый номер – попытка “высветить” какие-то вещи, которые на самом деле неизвестны, но, скорее всего, достоверны. Это как бы показ: посмотрите, а кто те самые фигуранты, которые себя причисляют к так называемым демократам. Это удар по основным героям оппозиции. И это достаточно тонкая игра. Я бы назвал это дегероизацией оппозиции.


– А как вам наиболее экзотичная версия: за этим, мол, стоит “Ак Жол”?


– Абсурд. Зачем это самой оппозиции? Все сотворено самой властью. Прямой эфир, статья Ертысбаева, экстренный выпуск “фальшивки” – звенья одной цепи. Идет мощный “наезд” на оппозицию.


Соловьиная песнь продолжается


– Причем ертысбаевский “наезд” явно затянулся. Кажется, этому не будет конца. Чем объяснить столь горячий пыл?


– Это просто стремление придать максимальный вес собственной значимости.


– То есть, своего рода самопиар?


– Самый настоящий. В коридорах Астаны Ертысбаев сейчас герой дня. Представляете, сколько очков он набрал для собственного будущего? Вскоре может даже переместиться на другое высокое место…


Новый партсценарий


– А что происходит в свете предстоящих выборов с партиями?


– Раньше были президентские списки “проходимости” в парламент. Если ты в списке, то остальные – уже не конкуренты. А теперь, несмотря на списки, появляются самостоятельные игроки. Даже в лице “Отана” и “Асара”. Плюс “Ак Жол”, который, невзирая на то, что Ертысбаев говорит, будто это партия, делегированная властью в политику, тоже ведет свою самостоятельную линию. Что получается? А то, что написанный властью сценарий не реализуется: партии не хотят быть дирижируемыми, они практически неподконтрольны власти.


– О чем вы?! Вспомните, какая партия в прошлом году сформировала маслихаты – тот же “Отан”!


– Ситуация на самом деле гораздо сложнее.


– Для оппозиционных партий – да.


– Для всех партий – сложнее. К примеру, между “Асаром” и “Ак Жолом” была договоренность по поводу стратегического паритета, но теперь “Асар” заявляет о самостоятельной инициативе. Когда “Ак Жол” выступил против электронного голосования, никто его не поддержал. Сейчас имеют место крайне неприятные тенденции. Сначала “Отан” пытались “подмять” и выделить “Асар” как самостоятельного игрока. Еще думали “влить” в “Отан” остальные партии. Наверное, идеологи этого шага дали президенту обещание, что подавляющее большинство будет в парламенте за “Отаном”. Но ситуация явно выбивается из-под контроля: “Асар” по каждому округу ведет свою работу. “Ак Жол” делает то же самое. И как ни парадоксально, Гражданская и Аграрная партии тоже ведут самостоятельную игру. Это ломает весь задуманный сценарий.


Экспериментальная постановка


– И как это скажется на выборах?


– Первый момент: выборы не будут идти по сценарию власти. Сейчас мы имеем ситуацию глубокого неверия в то, что административными ресурсами можно как-то отрегулировать эти вещи. Поэтому каждая партия полагается исключительно на себя и ведет собственную политику. Второй момент: ни одна из партий не наберет более 50 процентов, и явно обозначенного лидера не будет.


– По отдельности – возможно. Но вкупе “Асар” и “Отан”, мне кажется, и составят большинство в парламенте. Добавьте сюда остальные провластные партии…


– Наверное, так и будет. Но вспомните, какой план задали “Отану”: чуть ли не 70 процентов. Этого точно не будет! И вообще, пока за каждой партией стоят финансово-промышленные группы, я считаю, крайне опасно для Казахстана, чтобы какая-то из партий имела контрольный пакет. Это выльется в сведение счетов, и вновь будет игра в монополизм.


К счастью, есть шанс, что именно партии будут формировать правительство, голос партий будет определяющим при назначении акимов, и, что крайне важно, они смогут реально контролировать бюджет. Для движения в этом направлении есть все условия.


Правила движения


– И ситуация в стране кардинально изменится в положительную сторону?


– Я абсолютно убежден, что историю делает элита. То, что массы решают все, – сказки.


– “Ак Жол” нам прикажете теперь считать элитой?


– Хорошо, не будем называть это элитой, но, скажем, внутри провластной верхушечной массы должны быть установлены какие-то правила. Они нужны, чтобы не зайти в совершенный тупик. Правила простые, типа: наворовались уже, ребята, хватит, образумьтесь, пока мы все в состоянии еще что-то делать и двигаться вперед. Я не революционер и считаю, что должна быть ротация одной части элиты другой. В этом заинтересованы все: каждому нужна уверенность в завтрашнем дне. Ведь у страны неплохие перспективы: после 2010 года, в связи с нефтепроводом в Китай, у нас уже не безработица, а дефицит рабочих рук станет ощущаться! Поэтому, хочет того элита или нет, будем продвигаться. Я бы хотел, чтобы это продвижение вперед имело не насильственный характер.


– И именно выборы будут это определять?


– Да, поскольку ситуация 99-го года и нынешняя – кардинально разнятся. Партии сейчас во многом становятся самостоятельными субъектами. Налицо все признаки развития партийной системы. Это очевидный прогресс.


– Как тогда рассматривать заявление партии “Ак Жол” о возможном бойкоте предстоящих выборов? Это может стать реальностью?


– Думаю, заявление продиктовано озабоченностью “Ак жола” тем, что власть хочет все повернуть на прежние наезженные рельсы. Адресат этого заявления – общественность, казахстанская и международная. Ей послан сигнал, что не все неблагополучно. Не думаю, что намерение бойкота воплотится в реальность. Более того, считаю, это было бы глубочайшей и серьезнейшей политической ошибкой: надо бороться за голоса.


Кто с кем и куда


– Насколько реально создание единого оппозиционного блока: “Ак Жол”, Компартия, ДВК?


– К этому дело и идет.


– Насколько вероятно объединение партий власти, к примеру, Гражданской и Аграрной?


– Этот союз маловероятен, хотя это был бы, безусловно, сильный ход. Всем партиям придется серьезно побороться за голоса. И очень важно работать над повышением политической культуры населения. Люди должны быть свободны в своем волеизъявлении. А на нашей территории извечно: либо раболепие, либо хамство.


– А что вы хотите? Было традиционное патриархальное общество. Затем – советское…


– Я это понимаю. Но население у нас тоже меняется. Сейчас мы имеем интереснейший электорат. Допустим, так называемый средний класс (в транзитном обществе средний класс совсем не тот, что в развитых странах, это надо иметь в виду) – это те, кто нацелен на перемены, на изменение ситуации. Так вот, он и пойдет за “Ак Жолом”.


– То есть те, кто жаждет перемен, проголосуют за “Ак Жол”?


– Да. И их будет приличное количество. Те же, кто понимает, что власть уже что-то дала и это совсем неплохо, – ориентируются на “Отан”. За “Асаром” пойдут те, кто уже состоялись, и теперь полагают, что нужны серьезные реформы. Согласитесь, в 99-ом такого расклада и близко не было. Налицо качественное изменение электората.


– Я вас разочарую: “МК” в прошлом номере опубликовал данные соцопросов: наш электорат лидером “Отана” считает Абдильдина, Бутю вообще, бог знает, за кого принимает. И только Даригу Назарбаеву вполне идентифицирует…


– Опрос опросу рознь. Я, тем не менее, считаю: на этих выборах будет реальная конкуренция партий. И если выборы действительно будут честными, 50 процентов населения придут на избирательные участки.