Сегодня вышли: “Казахстанская правда”, “Новое поколение”, “Литер”, “Караван”, “Панорама”, “Комсомольская правда. Казахстан”, “Известия. Казахстан”, “Central Asia Monitor”, “Эпоха”, “Республике” видать совсем тяжко стало, сегодня эта газета больше напоминает листовку — отпечатана, похоже, на ксероксе и сшита степлером.
Продолжается “бум” вокруг Международной бизнес-конференции, СМИ дают оценку и переоценку тем или иным высказываниям ее участников и подборку цвета для отечественной, если конечно она произойдет, “революции”. Да тут еще и закон вышел об ужесточении контроля над деятельностью НПО. Равиль Усманов в “Литере” решил опубликовать список организаций, с вынесением им приговора, которые “занимаются бескровными переворотами (помимо фонда Сороса, владелец которого неоднократно намекал на свою причастность к событиям в Грузии и Украине). Но, надо отдать должное автору, с сочувствием отнесся, и к одной, и к другой стороне: “Недоумение руководителей НПО, которые вдруг попали под действие ставшего более жестким закона, вполне понятно. Однако понятно и опасение правительства, которое, естественно, не хочет повторения кыргызских событий в Казахстане…”, — начинает он в материале “Мягко стелют — жестко спать”. А вот и список:
“1. Институт Альберта Эйнштейна. О нем мы рассказывали в материале “Оранжевая поросль”.
2. Международный Центр Ненасильственных Конфликтов. Руководители – доктор Петер Акерман и Джек Дюваль. Территории, где осуществлялась и осуществляется деятельность МЦНК: Бирма, Зимбабве, Тибет, Беларусь, Украина, Палестина, Иран и Куба.
3. Арлингтонский институт. Основатель Джон Л.Петерсен, советник ряда высших чиновников Пентагона. Среди руководителей АИ все тот же Джек Дюваль и довольно любопытная персона – Джеймс Вулси. Он был директором ЦРУ при Клинтоне и видным неоконсервативным оратором. В настоящее время председательствует в организации “Фридом Хаус”.
4. Пенн, Шоен и Берланд. ПШБ принадлежит идея использования опросов общественного мнения для создания впечатления, будто группа, претендующая на власть, пользуется в стране массовой поддержкой. Среди клиентов ПШБ – крупнейшие американские банки и нефтяные консорциумы. Известно, что один из руководителей организации Дуг Шоен в 1999 году собрал лидеров сербской оппозиции и убедил их объединиться для свержения режима Слободана Милошевича”. Равиль Усманов предлагает читателям представить: “…что у каждой из перечисленных организаций имеется некоторое количество НПО, осуществляющих “оранжевую” деятельность в ряде республик бывшего СССР, в том числе и в Казахстане. Они используют отработанную годами (все организации ненасильственных переворотов созданы при Рональде Рейгане) методику ведения информационных войн, управления общественным мнением, манипуляций массовым сознанием и так далее”. Однако при этом автор все-таки не оправдывает “…действия правительства, как может показаться из текста, однако мы против того, чтобы рассматривать политическую палитру лишь в двухцветном режиме – “черное-белое”. А именно таким колером сейчас пытаются раскрасить поправки в законодательство о деятельности НПО”.
А вот, как это было, рассказывает сегодня в “Республике” Жибек Морзабаева из Астаны, в материале “Принципиальность зависит от… партбилета”, под подзаголовком “Революции — контрабандой”: “Долгие “НПОшные” проекты вызвали оживленную и порой достаточно жесткую дискуссию, к середине которой Владимир Нехорошев начал цитировать Байрона: “Люблю парламент я, люблю и прения. Но не люблю я преть до одурения”. Действительно, в Желтом зале депутаты то и дело набрасывались на международные НПО, на казахстанский третий сектор, и даже… друг на друга.
Начало спорам положила поправка, согласно которой общественные организации должны приглашать на свои мероприятия представителей местной власти. Зампред КНБ Владимир Божко заявил: “Чем будет ущемлена та или иная неправительственная организация, проводящая мероприятие на иностранные деньги, если кто-то из органов власти пожелает принять участие в заседании? Неприятие этого пункта дает основание проводить полуконспиративные совещания с неизвестной повесткой, с неизвестными целями и с не известными формами и методами”.
Михаил Трошин разделяет эту точку зрения: “Одна общественная международная организация, зарегистрированная в городе Алматы, называется “Овцы мои слушаются голоса моего”. …Это что за тайные секты такие, что за пастыри, которые хотят из нас сделать овец?”.
У оппонентов этой нормы были свои доводы. Толеген Мухамеджанов заявил: “В столице несколько сот НПО, и попробуйте с каждым работать так, как мы здесь вписываем”.
А Ерасыл Абылкасымов признался: “Революции делаются подпольно или полуподпольно. Открыто никто революции не делает. Иностранцы специально финансируют проведение различных тренингов. Элементарно обучают, как делать, поступать во время революции. Все это дело четко, ясно расписывают…”. В конечном результате эту поправку все же не приняли.
С казахстанскими политологами в дискуссионном клубе “Политон” провел встречу глава представительства Европейской комиссии в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане Алан Ваддамс, о том как она прошла рассказывает сегодня в “Республике” Меруерт Кулданова в материале “Сперва демократия, а уж потом нефть и газ”. В частности г-н Ваддамс отметил, что теоретически Казахстан может войти в состав Европейского Союза. Однако на вопрос о возможности разделения ЕС на подгруппы, он ответил, что это предложение: “Вполне возможно будет обсуждаться. Но я не думаю, что в конечном итоге эта идея будет принята, потому что никто не хочет “остаться за бортом и не сидеть за столом”. О соблюдении в Казахстане прав человека Алан Ваддамс прокомментировал: “Я считаю, что два года тому назад Казахстан шел по более демократическому пути. Однако сейчас по моим наблюдениям, Казахстан движется в обратном направлении. И это касается не только закона об экстремизме, об НПО, о свободе слова, о СМИ”.
В продолжение к революционным настроениям, главный редактор “Каравана” Александр Шухов рассуждает о том, “Как нам не наделать глупостей”, тем более, что “…за десять лет мы действительно построили вполне открытое общество. Не без проблем, но свобод и порядка у нас куда больше, чем у соседей”. А посему автор предлагает не очень-то обращать внимание на приезд Джорджа Сороса к нам, в Казахстан: “…Он сегодня здесь, завтра там. Дело в нас: очень важно сейчас не наделать глупостей. Власти — не пойти на конфронтацию с обществом, как бы оно бархатными настроениями не заразилось, а обществу не пойти на конфронтацию с властью просто из принципа.
У нас много проблем в стране. Шахтеры работают за малые деньги, рискуя жизнью. Пенсионеры поневоле становятся вегетарианцами. Нефтяные регионы погружаются в бедность. Дороги становятся все опаснее — это лишь несколько тем нашего сегодняшнего номера.
Но нет общества без проблем. Главное — что они решаемы, и страна накопила достаточно ресурсов, чтобы за них взяться. Но если история, избави Господи, пойдет вбок, все они уйдут далеко на второй план. Не до них станет. И не до нас с вами”, — заканчивает свой материал главный редактор еженедельника “Караван”.
Возвращаясь к бизнес-конференции, можно отметить материал Николая Дрозда в “Панораме” “Дискуссия о новой волне инвестиций и диверсификации стала одной из самых интересных на конференции Азиатского общества”. “Львиную” долю внимания он уделил Оразу Жандосову: “…по словам оппозиционного политика и бывшего вице-премьера Ораза ЖАНДОСОВА, происходящее усиление государственного присутствия отчасти связано с притоком нефтедолларов, однако не в меньшей степени и с решениями правительства, которое вместо того, чтобы улучшать свои действия как глобального регулятора или поставщика услуг, которые не могут быть предоставлены частным сектором, все в большей степени устремляется в реальную экономику. При этом качество экономической политики, по мнению г-на Жандосова, ухудшается даже не по сравнению с 90-ми годами, а с тем уровнем вызовов и задач, которые стоят перед страной. Он также довольно резко отозвался о многом в действиях компаний, которые ”не стали примером для частного бизнеса”, непрозрачности казахстанских сырьевых компаний, которые не имеют даже кредитного рейтинга (в то время как он есть у банков с объемом продаж в несколько раз меньшим), и качестве расходования бюджетных средств.
Говоря о национальных компаниях, экономист отметил, в частности, как весьма показательный факт то, что КТЖ финансирует 2 газеты и футбольный клуб, а ”Казмунайгаз“ занимается аэропортами, портами и танкерным флотом, в то время как очевидным шагом обеспечения эффективности компании является разделение конкурентных и монопольных активов. Сомнительным по эффективности шагом является также создание новой национальной авиакомпании и привлечение в нее партнера, никогда не занимавшегося авиационными перевозками. Крайне критическая оценка г-ном Жандосовым идеи отмены международных рейсов в Алматы встретила позитивную оценку всех остальных участников дискуссии, включая министра экономики Кайрата КЕЛИМБЕТОВА, который сказал, что если планировать создание в Алматы международного финансового центра, то число рейсов никак нельзя сокращать и речь следует вести лишь “о равноправных переговорах“ с заграничными авиакомпаниями о росте рейсов в Астану. Другие примеры, приведенные г-ном Жандосовым, касались ситуации с сотовой связью, где тарифы “смехотворно велики” и еще 5 лет назад была разработана концепция либерализации, которая предусматривает выдачу одной или двух лицензий и которая тормозится действующими операторами и, возможно, близким к властям бизнесом, который рассчитывает повыгодней получить эту лицензию. Другой пример связан с приватизацией ГНПФ, который теряет свою рыночную стоимость и долю, возможно, не без участия заинтересованных пенсионных фондов. Одним из явных проявлений негативных тенденций последнего времени экономист считает сползание к ”льготированию целых отраслей”, от чего с огромным трудом удалось отказаться в конце 90-х, в то время как поощряться должны скорее отдельные продукты и, например, любой экспорт — независимо оттого, экспорт ли это финансовых услуг или какой-нибудь сельскохозяйственной продукции. В качестве примера неэффективности госуправления приводилось качество строительства дорог и деградация среднего образования”.
“Следственный эксперимент” провела в “Новом Поколении” Юлиана Жихорь. Автор предполагает, что в Казахстане скоро начнется “большая чистка”. Вот почему автор делает такие выводы: “Глава финполиции Сарыбай Калмурзаев уличил некоторых глав министерств и ведомств в потворствовании “противоправным проявлениям” в добывающих отраслях экономики, сфере высоких технологий, госзакупок, строительства, производства и оборота алкогольной продукции. Основные нарушения на предприятиях нефтегазовой отрасли: уклонение от уплаты налогов, безлицензионная деятельность, незаконный возврат НДС из бюджета, нарушения законодательства в сфере недропользования и охраны окружающей среды. Особое внимание на заседании было уделено уголовному делу в отношении должностных лиц Комитета таможенного контроля, связанному со злоупотреблениями при создании Таможенной автоматизированной информационной системы (ТАИС). Система, на внедрение которой были затрачены миллиарды тенге бюджетных средств, работает далеко не на 100 процентов.
Глава государства поручил по каждому такому факту привлекать виновных к ответственности: “Все, кто занимается бюджетом, в случае злоупотреблений должны быть освобождены от занимаемой должности”. А премьер-министр внес предложение об отстранении некоторых лиц от занимаемых должностей на период проведения следствия, которое продлится три месяца…”.
“ВИЧ может добраться до армии” — об этом сегодня пишет Игорь Воротной в “Известиях. Казахстан”. “…На прошедшем в Астане заседании Национального координационного совета по охране здоровья при правительстве вице-министр здравоохранения Анатолий Белоног заявил, что даже армия не застрахована от распространения ВИЧ-инфекции, поскольку в Вооруженных силах, по его мнению, “наличествует практика рискованного поведения”, — рассказывает он в своем материале. По сведениям Министерства здравоохранения, в частности по словам вице-министра г-на Белонога: “…Распространенность сифилиса среди казахстанских военнослужащих в 2003 году составила 3,3%, гепатита С — 3,5%. Учитывая, что пути распространения этих заболеваний (в особенности первого) примерно те же, что и у СПИДа, тревога медиков по поводу возможности проникновения чумы двадцатого века в армию не столь уж беспочвенна”. Вот некоторые цифры, которые Игорь Воротной приводит в своем материале: “До настоящего времени было зарегистрировано 237 больных СПИДом, из которых 211 умерли от этой болезни. В настоящее время в стране проживает 26 больных СПИДом, на 1 января 2005 года на диспансерном учете в центрах СПИД в Казахстане состоят 3457 ВИЧ-инфицированных”.
“Казахстанская правда” рассказывает об официальных передвижениях главы республики Нурсултана Назарбаева. Президент посетил Караганду и побывал на шахте “Шахтинская”. Г-н Назарбаев лично выразил соболезнования каждой семье погибших во время декабрьской трагедии горняков. Туда же прибыл и Лакшми Миттал — глава “Миттал Стил”. Об этом рассказывают в материале “Казахстанская Магнитка: индустриальный ренессанс” Евгений Кононович и Владимир Рыжков. Нурсултан Назарбаев обратился к шахтерам: “А теперь поговорим о делах насущных. Знаю, что в последнее время многих из вас не устраивала зарплата. Эту проблему мы обсудили с господином Митталом. Договорились, что с первого июля зарплата шахтеров увеличится на 10 процентов, а с первого января будущего года еще на столько же”.