Заявление для СМИ председателя Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петра Своика

Петр СВОИК

“О реальной эффективности массированного иностранного инвестирования национальной экономики Казахстана, а также о неверном целеполагании во внешних интеграционных приоритетах и отсутствии реального продвижения

к стратегическому партнерству в ЕврАзЭС”

Алматы, Национальный пресс-клуб, 16 июня 2006 года

Алматинская общественная антимонопольная комиссия (АОАК), продолжая отслеживать макроэкономическую ситуацию в стране с позиций ее влияния на процессы тарифообразования, состояния конкуренции на внутреннем рынке и результирующей доступность товаров и услуг для населения, констатирует, что “парадные” показатели роста ВВП скрывают накопление негативных тенденций, чреватых потерей нынешний финансовой и хотя бы относительной ценовой стабильности уже в среднесрочной перспективе.

Так, за общим показателем роста ВВП за прошлый год на 9,4% кроется тот факт, что промышленный рост составил всего лишь 2,1%. Что же касается “локомотива роста” — экспорта, то его физические объемы за 2005 год даже сократились – на 8%. Фактически, в Казахстане ныне растет не столько товарное производство, сколько валютная выручка за счет роста цен на экспортируемое сырье. В частности, мировые цены на нефть за 2005 год выросли сразу на 40,8%, что, по сути, и обеспечило общий “экономический подъем”.

Об исключительно коньюктурно-ценовой “накачке” роста ВВП говорит и тот факт, что официальная производительность труда в Казахстане за 2005 год подросла всего на 7,7%, тогда как только легальная зарплата – на 16,3 процента.

Ни для кого не секрет, что развитие мировой экономики имеет циклический характер, и при неизбежной остановке роста цен на сырье экономика Казахстана окажется в сложном положении. Валютоизбыточный платежный баланс страны перестанет быть таковым и, в частности, возникнут проблемы с поддержанием массированных объемов товарного импорта, успевшего более чем удвоиться (с $8 миллиардов в 2001-м до $18 в прошлом году). Бюджет столкнется с проблемой сокращения налоговых поступлений, а банки – с проблемами несостоятельности заемщиков (прежде всего – ипотечных), потерявших способность своевременного возврата той кредитной массы, которая всего за несколько последних лет тоже выросла в разы (220% по ипотеке только за прошлый год).

Накопления Национального фонда в такой ситуации позволят отсрочить бюджетный и банковский кризис всего лишь на несколько месяцев, что не решает проблему в принципе. Прямой угрозе подвергнутся и пенсионные накопления, большая часть которых до сих пор вложена не в производственные активы, а в бумажные “инструменты” Правительства.

Между тем Правительство не только не реагирует адекватно на эти накапливающиеся угрозы, но и своей политикой фактически поощряет накопление рисков. В частности, это было продемонстрировано на Инвестиционном форуме, проведенном в Алматы 8-9 июня. Форум явился “парадным” мероприятием, заполненным благостными отчетами руководителей правительственных ведомств, камуфлирующими усугубление внешней и моносырьевой зависимости национальной экономики.

Так, характеристику достижений Казахстана Президент Назарбаев в своем выступлении начал с утверждения, что в 1991 году для мирового сообщества Казахстан представлялся одним из “осколков” бывшего Советского Союза, а сегодня наша страна характеризуется как одно из наиболее динамично развивающихся государств мира.

Возможно, это и так, однако не стоит забывать, что при всей отмеченной динамике, Казахстан “обогнал” (на 6%) объем ВВП того самого 1991 года только по итогам прошлого, — 2005 года. И то, почти исключительно, — за счет гипертрофированного роста сырьевого экспорта и цен на сырье. Тогда как от имеющей место в 1991 году диверсификации производственной базы Казахстана (машиностроение – 15,9%, легкая промышленность – 15,6%, химическая промышленность – 6,3%, и т. д.) практически мало что осталось.

Нельзя не отреагировать и на такой пассаж из выступления Президента на Форуме: В мире принято считать, что нефтегазовый сектор является основным, привлекающим инвестиции в Казахстан. Но сегодня в нашем бюджете поступления от этого сектора не превышают 25%. Горнодобывающая отрасль, цветная и черная металлургия, производство феррохромов с поставкой на мировые рынки — являются сегодня основной частью доходов нашей страны.

Возможно, главе государства не доложили, но добыча сырой нефти в статучете также проходит по строке “горнодобывающая отрасль”, и именно нефть (а не черная и цветная металлургия, и не феррохром) составляет львиную часть всех отчетных объемов горнодобывающей отрасли Казахстана.

Так, в 2005 году сырой нефти с газоконденсатом было добыто 61,65 млн. тонн, что при цене хотя бы 50 долларов за баррель дает объемы продаж 22,5 миллиардов долларов. При том, что весь товарный экспорт Казахстана за прошлый год составил $28,3 млрд. Заметим еще, что более половины (порядка $14 миллиардов) в продажных объемах нефти составляет так называемая природная рента, как разница между реальными затратами на производство и транспорт сырья (никак не более 15-20 долларов за баррель) и его стоимостью на мировых рынках. Эта часть экспортной выручки не создается производителем и, по-хорошему, должна принадлежать хозяину национальных недр – народу Казахстана. Между тем (если верить нашему Президенту), нефтяной сектор отчисляет в государственный бюджет всего 2,2-2,4 млрд. долларов, то есть всего лишь около 10 процентов от реальных продаж.

Столь мизерная отдача от нефтяного сектора имеет своей первопричиной массированное присутствие в нем иностранного капитала, что руководством нашего государства, без объяснения причин, неизменно подается как одно из самых главных экономических достижений Казахстана.

Так, и на этом Форуме глава государства сказал:

Казахстан стал наиболее привлекательной для инвестиций страной в регионе. По оценкам международных экспертов, более 80% всех инвестиций, пришедших в Центральную Азию, находятся в Казахстане. Казахстан продолжает оставаться лидером среди государств СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения, а также является первым среди стран СНГ, получившим международный рейтинг инвестиционного класса. Всемирный банк включил Казахстан в двадцать стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

Всего объем прямых иностранных инвестиций с 1993 года приблизился к 50 млрд. долларов США. Динамика привлечения иностранных инвестиций в нашу страну постоянно увеличивается: если в 2003 году было привлечено 5 млрд. долларов, то в 2005 году объем увеличился в 1,5 раза и составил 6,4 млрд. долларов (арифметика “не бьет”, но так — в тексте).

Сегодня в казахстанскую экономику направляют финансовые ресурсы более чем 60 стран мира. Наибольший поток инвестиций направлен из США, Нидерландов, Великобритании, Италии и Китая.

Благоприятный инвестиционный климат, как таковой, — это несомненный плюс для национальной экономики. Однако не стоит забывать, что инвестиция есть то, что создает новые производственные активы для инвестора, либо увеличивает его долю в уже действующих. И, в этом смысле, массированный приток именно иностранных инвестиций закрепляет присутствие внешне ориентированного иностранного капитала и менеджмента в национальной экономике, расширяет его долю, включая и присвоение национальной природной ренты. Причем все это происходит именно в нефтяном и сопутствующим ему секторах национальной экономики, еще более форсируя общий перекос в сторону вывоза исключительно сырья.

Сказанное можно проиллюстрировать таким примером:

В 2005 году только официально полученный и вывезенный из страны доход на инвестиции (помимо уже отмеченного вывоза львиной доли сырьевой ренты) составил 5,18 миллиардов долларов. Что ненамного меньше тех $6,4 млрд., которые были ввезены в страну в качестве очередной порции прямых иностранных инвестиций. Если дело пойдет так и дальше, “откачка” своих доходов иностранными инвесторами начнет уже превышать объемы новых вложений из-за рубежа…

В целом же, наглядную иллюстрацию усугубления сырьевых перекосов именно за счет иностранных инвестиций дает такая подборка из официальных данных:

Прямые иностранные инвестиции, $млрд.

2005 год

1993 – 2005 годы

Добыча сырой нефти и газа

1,66

27,6

Геологоразведка (!!!)

3,3

10,7

Цветная металлургия

0,09

4,18

Черная металлургия

0,003

0,43

Сельское хозяйство

0,0007

0,024

Переработка сельхозпродуктов

0,062

0,9

Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды

0,12

0,83

Строительство

0,13

0,58

Торговля

0,39

1,47

Транспорт и связь

0,11

1,03

Финансовая деятельность

0,085

0,58

Образование, здравоохранение и социальные услуги

0,06

0,32

     

Итого

6,42

53,83

Как видим, иностранные инвесторы вкладываются весьма и весьма целенаправленно: в добычу сырой нефти и геологоразведку – для нее же. Из общего объема иностранных инвестиций 53,8 миллиардов долларов, вложения только по этим двум позициям составили 38,5 миллиарда, то есть 71%. Направленность эта вполне недвусмысленна: если вложения в собственно нефтедобычу дают возможность наращивать извлечение “текущей” сырьевой ренты, то геологоразведка (да еще хорошо оплачиваемая) дает в руки зарубежным инвесторам нечто стратегически еще более ценное: картину реальных запасов недр страны пребывания.

Взглянув еще раз на таблицу, мы увидим еще только две отрасли, куда иностранные инвесторы, пусть и в гораздо меньших объемах, но все же вкладываются. Это цветная металлургия и … (само собой) торговля. Вот, собственно, и все те сектора национальной экономики, относительно которых справедливо утверждение о “благоприятном инвестиционном климате”.

Для остальных же отраслей и направлений национальной экономики инвестиционный климат в Казахстане со всем основанием мы можем назвать весьма и весьма неблагоприятным. Тем более это относится к социальному сектору, на долю которого, в сумме, пришлось всего лишь 0,6% от всех иностранных инвестиций.

Справедливости ради надо сказать, что экономика Казахстана инвестируется уже не только из-за рубежа. Так, выступая на Форуме, Президент сказал: \»Одновременно увеличиваются и внутренние инвестиции. Только в 2005 году инвестиции в основной капитал составили почти 20 миллиардов долларов. В текущем году за четыре месяца они возросли в 1,3 раза\».

Это – позитивный процесс. Однако, во-первых, и эти инвестиции идут, разумеется, в тот же экспортно-сырьевой сектор. Во-вторых же, и главных, основными внутренними инвесторами выступают все те же иностранные собственники сырьевых месторождений и добывающих предприятий, но уже укорененные в качестве казахстанских резидентов. Таким вот образом и замыкается круг внешней зависимости и “вывозной” ориентации национальной экономики…

***

В этой связи особую опасность для национальной экономики в случае неблагоприятных изменений мировой ценовой коньюктуры представляет нынешняя “многовекторность” внешне-экономических приоритетов руководства Казахстана, за которой кроется размытость целеполагания и подмена долгосрочной стратегии постоянным тактическим лавированием.

Так, Министр торговли и индустрии Владимир Школьник выступил на Форуме с очередной апологетикой известного предложения Президента Назарбаева о создании Союза центральноазиатских государств. Тогда как априори ясно, что в рамках существующих авторитарных режимов создание такого работоспособного объединения нереально. Напротив, затягивание правления несменяемых постсоветских президентов ведет к накоплению острейших экономических, социальных, этнических и конфессиональных противоречий практически во всех государствах нашего региона, и эти противоречия будут неизбежно “выплескиваться” при замене одного персонального правления на другое. Поэтому для Казахстана в Центральной Азии ныне актуальна не проблема завоевания регионального лидерства, а проблема сохранения собственной безопасности и стабильности при критическом развитии ситуации у наших соседей.

В то же время сам Казахстан, при всех огромных размерах своей территории — весьма маленькая по населению страна, и к тому же с сильно “перекошенной” экономической и социальной инфраструктурой. Поэтому создание ЕврАзЭС, как реально работающего интеграционного объединения является безальтернативной, первоочередной и стратегической необходимостью именно для нашей страны.

Однако при всем том, что президент Назарбаев уже много лет именуется “главным евразийским интегратором”, реальный прогресс в ЕврАзЭС оставляет желать лучшего.

Так, уже несколько лет подряд дальше разговора не продвигается процесс согласования общего регламента работы и тарифов на железнодорожный и трубопроводный транспорт Казахстан-Россия и других стратегических задач по созданию общего экономического и торгового пространства. Разумеется, успешным этот процесс может быть только на двусторонней основе, однако именно поэтому казахстанской стороне следовало бы критически подойти ко всем своим инициативам и “достижениям” на этот счет.

Председатель АОАК

Петр Своик