Тенденции, которые изначально были вызваны объективными причинами, прежде всего замедлением экономического роста на фоне высокой конкуренции, только усилились из-за геополитических факторов. Сначала сократилось число поездок на Украину, а когда очередной виток конфликта между Россией и Западом вылился в продовольственное эмбарго, то пострадали от него опять-таки перевозчики. "Кремлевская диета" поставила небольшие транспортные компании на грань разорения.
Страдают все. Европейские компании, прежде всего польские и литовские, которые поставляли продукты в Россию. Российские компании, которые занимались тем же. Наконец, казахстанские, конкурентное давление на которые со стороны партнеров по ТС усилилось в результате цепной реакции. Но особенно сильно кризис на себе ощутил бизнес в Беларуси, где грузоперевозки и транзит являются важнейшей частью национальной экономики.
Рынок замер в ожидании
По информации Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП), в первом полугодии экспорт услуг белорусского автотранспорта демонстрировал спад, и только в июле удалось немного выправить ситуацию, так что по итогам семи месяцев объемы экспорта подтянулись до уровня аналогичного периода 2013 года.
Количество перевозок, выполненных автотранспортом внутри страны, в первом полугодии уменьшилось на 0,7%. Меньше стали возить и белорусские, и иностранные перевозчики.
Что касается транзита через Беларусь, то в тоннах и количествах поездок его объемы сохранились на уровне прошлого года. Однако это все же негативное явление, считают в Министерстве транспорта и коммуникации РБ. "Потому что из года в год рост транзита составлял 10% и более, и на основе этого перевозчики могли развиваться. Сейчас же этот рынок замер в ожидании", – заявил на пресс-конференции в конце октября начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РБ Сергей Дубина.
Одновременно примерно выросли расходы, связанные с эксплуатацией грузовых автомобилей в международном сообщении. Подорожали топливо, техобслуживание и ремонт, увеличились дорожные сборы и оплата труда. Плюс добавились такие расходные статьи, как утилизационный сбор и госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к дорожному движению.
Уровень же фрахтовых ставок, напротив, снизился. По данным БАМАП, в сравнении с прошлым годом расценки упали 5-15%. Если же сравнивать с 2011 годом, когда наметилась эта отрицательная тенденция, то спад составил 20-25%.
Другие источники говорят о падении расценок на все 50-60%. "На нас эти продовольственные санкции легли тяжелым бременем, – свидетельствует гендиректор Белорусской ассоциации международных экспедиторов и логистики (БАМЭ) Елена Ильина. – Автомобили-"рефрижераторы", которые раньше были задействованы под перевозку продуктов питания, потеряли заказы и, чтобы выжить и уплатить лизинг, начинают конкурировать с тентованными фурами. Для этого они на 50-60% снижают фрахтовые ставки. В результате ситуация на рынке нестабильная. Идет переориентация грузовых потоков, но это непростой процесс".
Таким образом, при общем снижении количества перевозок международные перевозчики на каждом контракте зарабатывают существенно меньше, чем три года назад, – делают вывод в БАМАП. Там также констатируют, что белорусские грузоперевозчики сейчас работают с отрицательной рентабельностью: например, в I квартале она составила минус 2,0% против плюс 2,8 % в 2013 году и плюс 5,4% в 2012-м.
Пирог стал еще меньше
О том, что продовольственные санкции только усугубили и без того непростую ситуацию, в один голос твердят и сами перевозчики.
"Рынок перенасыщен свободным транспортом, – говорит начальник отдела наземного транспорта белорусской компании "ДБ Шенкер" Виктор Сулковский. – По декрету президента (имеется в виду декрет А.Лукашенко 2012 года, которым коммерческие организации были освобождены от уплаты пошлин при ввозе грузовых автомобилей и автобусов – Прим. авт.) очень многие без растаможки закупили транспорт: думали, что потом будут зарабатывать. В результате грузовики есть, а загружать их практически нечем. На рынке логистики быть убыточным долго нельзя, это означает банкротство. Я знаю компании, которые находятся на грани рентабельности. Это крупные предприятия, собственники транспорта, сейчас они живут за счет старых заслуг. Уходят же с рынка прежде всего мелкие компании".
Ему вторит директор ООО "Фабеас" Андрей Поддубский. "В силу незначительности местного рынка после 2006-2008 годов белорусские перевозчики перестроили свои потоки на Россию, – говорит он. – Многие перерегистрировали машины и работают под российским флагом. Основной поток грузов шел в РФ, и продовольственные товары в нем составляли около 30%. То есть санкции отрезали большой кусок пирога, который и так бы довольно скудным. Грузов не хватает. А машин много, все хотят ездить, так как машины лизинговые, их надо "отбивать". Разговаривал с польскими перевозчиками, и многие говорят: еще чуть-чуть – и будет выгоднее просто стоять".
Тяжелую ситуацию признают и в Минтрансе РБ.
Как заявил С.Дубина, из-за введения российского эмбарго проблемы усугубились не только у белорусских перевозчиков, но и у перевозчиков сопредельных государств. Причем больше всего пострадали те предприятия, которые были задействованы в перевозке лишь продовольствия. Чтобы как-то продержаться, перевозчики ищут новые направления.
"Если раньше это были в основном грузы из Германии и Франции на Россию, то сейчас мы начинаем перебрасывать свои силы на Грецию, на Венгрию, Чехию, – говорят представители Минтранса РБ. – И везем не только в Россию, но также транзитом в Монголию, Узбекистан, Таджикистан".
Конечно, и чиновники, и перевозчики надеются на лучшее. И все же опыт неспокойного 2014 года наглядно показывает, что даже, казалось бы, бесспорный экономический резерв Беларуси – географическое положение – не так уж надежен.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.