Запишите меня в коммерсанты!

Министерству иностранных дел поручено приводить в страну иностранных инвесторов и продавать отечественные товары за рубежом. Но вдохновения почти нет

Пять орешков для Золушки

Министерство иностранных дел теперь держит ответственность за продвижение лейбла Made in Kazakhstan. Заодно оно должно привлекать иностранные инвестиции.

То есть, ряд министерств и ведомств, в чьи непосредственные функции входила эта архиважная задача, оказалась для них архисложной, почти невыполнимой. И квазигосударственные компании, спонсируемые из бюджета, тоже с ней не справились.

Правда, таких акцентов никто не расставляет. У нас не принято подводить итоги. У нас принято ставить новые, иногда это более амбициозные задачи, иногда — парадоксальные решения. Дипломатической работы, видимо, не так много — дипломатам в нагрузку дана чисто экономическая задача, видимо, это последняя надежда — улучшить ситуацию с инвестициями и продвижением на внешние рынки того, что мы умеем производить.

МИД решил подойти к этому основательно. И заместитель министра иностранных дел Роман Василенко в интервью abctv.kz рассказал, что министерство определило пять основных шагов по выполнению новой для себя задачи. Нужно будет, так сказать, щелкнуть пять орешков.

Что интересно, первым действием является не что иное, как выработка конкретных показателей, которые будут стимулировать работу диппредставительство за рубежом в торгово-экономическом направлении.

иностранные инвесторы мид

Ведомство разработает критерии оценки работы, благодаря которым будет понятно, какие посольства наиболее эффективны в привлечении реальных инвесторов и из каких стран.

Среди прочих мер, МИД планирует, как и прежде, вместе с Внешнеторговой палатой проводить торговые миссии за рубежом, оказывать поддержку отечественным товаропроизводителям через сеть торговых представительств за рубежом. И, как бы закольцовывая свою мысль, Роман Василенко, назвал одним из главных шагов «анализ работы посольств».

***

Понятно, что ожидать одинаковой отдачи от посольства, например, в Пакистане и в Китае, в Бразилии и США, Македонии и Германии – это по крайней мере, наивно.

Есть страны, которые традиционно, уже много лет, пусть в разных объемах, но все же осуществляют инвестиции в Казахстан. А есть глухие страны в этом отношении. У них просто нет инвестиционного потенциала. И ожидать каких-то чудес здесь не стоит. Как не стоит, на наш взгляд, МИДу концентрироваться на выполнении первой (создание KPI) задачи. Право, жаль тех исполнителей, которым будет поручена ненужная функция, которая будет неприменима в будущем. Да и выполнение пятого шага тоже сомнительно — нужно ли его делать, если на одном ринге будут сражаться игроки заведомо разных категорий. Кто победит – результат предсказать нетрудно.

В МИДе понимают, что есть страны первого порядка, с повышенным инвестиционным потенциалом. Это США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Италия, Япония, Южная Корея, Турция, ОАЭ. Их они называют приоритетными.

Есть страны предпочтительные. Это Испания, Австрия, Нидерланды и Польша в Европе и Иран, Кувейт, Катар и Саудовская Аравия на Ближнем Востоке.

И есть страны, которые представляют символический интерес. Скорее всего,это будет настоящая ссылка для дипломатов. Потому что здесь будут зарабатывать только на орехи.

Магия одной конторы

Для выполнения этой стратегически интересной задачи в состав МИДа включена квазигосударственная компания Kazakh Invest.

Эта компания появилась в результате многочисленных преобразований – более подробную историю читайте здесь. Но, увы, она уже не признает своего родства с прежними структурами, которые напрямую являются ее прародителями. На ее сайте написано, что НК создана 1 марта 2017 года «в целях содействия устойчивому социально-экономическому развитию Республики Казахстан путем привлечения иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики и комплексного сопровождения инвестиционных проектов».

Дескать, истории у нее нет. Вот только что создана! Очень остроумно и практично: и хоть ее прародительницы еще на слуху, но, коль впечатляющих результатов не было, значит, и компании самой не было.

Куда приятнее, действительно, начать все с чистого листа…

В прошлом году она подверглась обструкции со стороны главы государства за невпечатляющие результаты своей деятельности. И что тут началось! Практически непрекращающийся поток всевозможных информационных поводов — отголоски той активности можно увидеть на сайте этой государственной фирмы: сплошные меморандумы, намерения, соглашения, визиты, приемы, выставки, форумы, конференции. Фейерверк событий!

Информации о том, что инвесторы собираются открыть в Казахстане конкретные производства — куда меньше. И практически нет сообщений о том, что вот, открылись (!), начали работать, есть первые результаты.

иностранные инвесторы мид

Есть лишь «консолидированный» успех: «В целом при поддержке Kazakh Invest в 2018 году в республике введены в эксплуатацию 27 инвестиционных проекта с участием иностранного капитала на 3,1 млрд. долл. США. На сегодняшний день в системе мониторинга компании находятся 157 проектов на общую сумму 39,6 млрд. долл. США, реализация которых обеспечит создание порядка 45 тысяч рабочих мест».

Подробностей – никаких. Аналитические материалы на сайте присутствуют в очень ограниченном количестве, некоторые из них не открываются, некоторые представлены в красочной инфографике, в общем – получить хоть какое-то представление о том, чем на протяжении многих лет занимается эта компания, не представляется возможным.

А финансовых отчетов, через которые можно увидеть более-менее достоверные затраты на содержание этой магической структуры, вообще нет.

***

Проблема привлечения иностранных инвесторов и прицепом – продвижения наших товаров в других странах, вовсе не в том, что до сих пор этим не занимался МИД (насколько известно, в посольствах, как правило, есть блок, отвечающий за экономическое сотрудничество), и не в том, что некая контора с громким именем не была представлена в зарубежье так хорошо, как будет представлена уже в скором времени.

Проблема в другом. В том, что пик интереса инвесторов к Казахстану прошел и был представлен в основном в сырьевом секторе. Инвесторы в других секторах очень сдержанны из-за недостаточно мягкого инвестиционного климата, географической отдаленности Казахстана от Запада, где в основном эти инвесторы обитают, из-за чрезвычайной микроскопичности локального рынка и т.д.

Что касается выхода наших товаров за рубеж – это еще более сложная задача. Во всем мире, во всех странах высокая конкуренция. Нужно понимать, что нас там никто не ждёт. Мы много времени потеряли, чтобы идентифицировать себя в этом мире. Можно сколь угодно гнаться за уходящим поездом: он набирает быстрые обороты, и мы отстаем все больше.

В МИДе, думается, это понимают лучше всех. Чудес не будет.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.