«Казахстан не является анти-Россией», но «Казахстан однозначно будет следовать санкционному режиму» против РФ

Сетевые СМИ о том, что выступление Касым-Жомарта Токаева в Берлине наделало много шума

ORDA.KZ. «Казахстан снова оказался плохим: что говорят в России о визите Токаева в Германию» — Российские политологи и журналисты предъявили новые претензии к Казахстану. На этот раз они выразили недовольство по поводу того, что Астана активно поддерживает санкционный режим против РФ, о чём президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ открыто заверяет своих европейских коллег.

 

Токаев Шольц

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и Федеральный Канцлер Германии Олаф Шольц. (Фото/Акорда)

«Что касается возможного обхода санкций, то Казахстан однозначно будет следовать санкционному режиму. Мы имеем контакты с соответствующими организациями по соблюдению санкционного режима. Каких-либо опасений немецкой стороны в отношении возможных действий, направленных на то, чтобы обойти санкционный режим, мне кажется, не должно быть«, — сказал Токаев на совместной пресс-конференции с немецким канцлером Олафом ШОЛЬЦЕМ.

Именно за эти слова ухватились российские эксперты, сочтя их за проявление недружественного отношения.

Российский политолог Сергей МАРДАН в программе «Соловьев Live», обсуждая участие президента в пресс-конференции в Берлине, назвал поступок Токаева «некрасивым».

«Неужели Казахстан учит Россию, как ей вести дела, как осуществлять внешнюю политику? Не очень прилично обсуждать наши дела с нашими врагами. Хотя, может, Токаев не знает, что Германия – наш враг, что немцы поставляют танки, которые стреляют по русским? Надо ему сообщить«, – отметил Мардан.

Политической обозреватель телеканала «Царьград» тоже дал свою оценку высказываниям президента. Андрей ПЕРЛА предложил пересмотреть отношения с Казахстаном после «победы России в Украине».

«Токаев — продукт 35-летней западной пропаганды. Он не верит в победу России над Западом. Не способен в это поверить. И действует, исходя из своего понимания неизбежности нашего поражения. В любом случае реальные отношения с Казахстаном надо будет перестраивать. После того, как победим на Украине. Перестраивать, исходя из принципиального неравноправия. Исходя из того, что Россия — великая держава. А бывшие провинции — не более, чем бывшие провинции«.

Не менее хлёстким в высказываниях в адрес Казахстана оказался Виктор ШАЦКИХ, который назвал происходящее «кручением хвостом пяти среднеазиатских котов». Кстати, стоит упомянуть, что Шацких является выпускником факультета журналистики алматинского КазНУ (бывший КазГУ). Какое-то время он жил в Алматы, где работал главным редактором издания «Алматинский бизнес-вестник».

«Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан — бывшие республики СССР. Их лидеры съездили в США, теперь вот Токаев приехал в Германию. Выбирает, кто из «папиков» окажется щедрее. Мол, давайте, любите нас, а то опять в Москву поедем с Путиным обниматься«, – заявил он в интервью хакасскому изданию.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан БЕЗПАЛЬКО назвал слова Токаева «желанием угодить Западу».

«Казахстан очевидно хочет диверсифицировать свою политику и, по сути, во многом переходит на антироссийские рельсы. Но ввиду географии он заперт Россией со стороны севера и запада, и осуществлять экспорт своей нефти он может только через порт Новороссийск. Очевидно, подобные заявления делаются для того, чтобы продемонстрировать лояльность по отношению к Западу«.

Очевидно, что все вышеперечисленное — продолжение пропагандистской кампании, в ходе которой россиянам чётко дают понять, что Казахстан – ненадежный союзник, а президент республики тесно налаживает связи с «врагами России».

Что говорят казахстанские политологи

Марат ШИБУТОВКазахстанский политолог Марат ШИБУТОВ в своем Telegram-канале поразмышлял над логикой пропагандистов из соседней страны, требующих от Казахстана предать свои интересы ради России.

«Российские СМИ почему-то решили выдернуть только кусочек про соблюдение санкционного режима, почему-то им важно, чтобы Казахстан сам себя тоже подвел под санкции и тоже вместе с Россией страдал. Я понимаю, что у некоторых российских журналистов и политиков развит какой-то интересный мазохизм, но в результате Казахстан под санкциями будет аналогичен Беларуси и это первым делом отразится на российском же бюджете«, – пишет политолог.

Он напомнил, что после начала войны в Украине Казахстан остаётся «окошком» для РФ в мир, и хорошим соседом, который своими высказываниями улучшает имидж страны-агрессора. Также Казахстан в результате событий за последний год стал площадкой для диалога между Кремлём, Европой и США.

«Хорошие отношения Казахстана с европейскими странами в конечном итоге могут помочь в налаживании отношений России с ЕС – конфликт рано или поздно в каком-то формате закончится и надо будет договариваться«, – считает эксперт.

Политолог Андрей ЧЕБОТАРЕВ отмечает, что президент Токаев всего лишь обозначил позицию страны – многовекторность и нежелание быть втянутым в какие-либо конфликты.

«В глобальном контексте Касым-Жомарт Токаев обозначил два важных момента. С одной стороны, он отметил конструктивный характер взаимоотношений Казахстана и России, включая подтверждающий это фактор делимитации государственной границы с ней. Тем самым президент РК дал четкий сигнал как руководству РФ, так и политическому истеблишменту ФРГ и союзных ей стран относительно твердой приверженности принципам многовекторности и прагматизма во внешней политике своей страны«, – пишет Чеботарёв в своём телеграмм-канале.

Данияр АШИМБАЕВДанияр АШИМБАЕВ – «Каждый услышал то, что хотел» — Выступление Касым-Жомарта ТОКАЕВА в Берлине наделало много шума. Как обычно, большинство услышало только часть тезисов казахстанского президента и проинтерпретировало их в соответствии со своей позицией. Токаев через день даже дал отдельный комментарий Казинформу, чтобы разъяснить позицию Казахстана.

Во-первых, президент объяснил, что наша страна соблюдает санкции, которые наложены соответствующими правительствами и организациями против РФ. То есть Казахстан соблюдает их в той мере, которая касается международного права.

Но санкции были введены не ООН и не распространяются на «традиционные товары». Токаев особо отметил: «Казахстан не располагает товарами, попадающими под санкционные ограничения, и, следовательно, не торгует ими. Казахстан также не участвует в так называемом параллельном импорте в Россию».

У Запада тут есть другое мнение, но его юрисдикция распространяется на товары и услуги, контролируемые самим Западом. К слову сказать, экспорт казахстанской нефти в Европу через проходящие по территории России трубопроводы КТК и «Дружба» под санкции, понятно, не попал. То есть с самими санкциями есть известная каша.

Во-вторых, Токаев резко высказался о том, что «санкционное противостояние абсолютно контрпродуктивно с точки зрения оздоровления международных отношений, которые подверглись эрозии в результате обострения глобальной ситуации».

В-третьих, он четко обозначил стратегическое партнерство, союзнические отношения и растущее экономическое сотрудничество с Россией. Токаев подчеркнул: «Каких-либо опасений в отношении территориальных притязаний со стороны России у нас не имеется».

Как известно, некоторые иностранные пропагандисты активно пытаются раскачать межнациональное согласие в нашей стране и любой ценой (в том числе и мифической угрозой «русского сепаратизма») подорвать казахстанско-российские отношения. Токаев на эту тему уже высказывался и еще раз повторил свой тезис. Глава Казахстана разъяснил: «Казахстан не является анти-Россией, мы твердо придерживаемся курса на всестороннее сотрудничество с Россией, с которой нас объединяет самая протяженная граница в мире».

Но «в то же время Казахстан вынужден учитывать санкционные ограничения и поддерживает контакты по этому вопросу с соответствующими международными организациями».

В-четвертых, Казахстан «выступает за немедленное прекращение военных действий, за мирные переговоры на основе устава ООН, поддерживает все усилия соответствующих государств и групп государств, которые предлагают те или иные варианты разрешения украинского конфликта».

Касым-Жомарт Кемелевич обозначил, что «наступает эра разумной, рациональной, я бы сказал, мудрой дипломатии. Нужно прекращать взаимные обвинения. Нужно найти приемлемую для обеих сторон основу мирных переговоров».

И напомнил об угрозе перехода военно-политического противостояния в третью мировую войну: «Мир приблизился к опасной черте фатального противостояния с пагубными последствиями для большинства человечества».

Для нашей страны геополитический конфликт представляет собой известную головную боль, но к нему уже адаптировались. Стране нужно развиваться, и практически вся тематика выступлений и переговоров в ФРГ тесно коррелирует с тезисами недавнего послания Токаева народу Казахстана.

Виктор ВЕРК – «От Берлина до дубины» — Минувшая неделя лишний раз подтвердила высокую квалификацию президента-дипломата Касым-Жомарта ТОКАЕВА.

И это тот редкий случай, когда даже самые восторженные оценки провластных (а иных у нас практически не осталось) политиков, политологов и прочих ЛОМов (сиречь лидеров общественного мнения) почти не выглядят перебором. Не будем их повторять, они за прошедшие после берлинской встречи С 5+1 растиражированы достаточно.

Главный актив токаевского «броска на Берлин» сводится к торжеству (чтобы не сказать «триумфу») не раз уже обруганной оппонентами власти политики многовекторности. Увы, против реальной геополитической ситуации не попрешь: Казахстану в условиях фактически начавшейся третьей мировой войны придется ерзать на своем стульчике между кресел глобальных игроков, поочередно приближаясь к одному и в то же время отдаляясь от другого.

Что до критики из пределов дружественной северной державы, то ее аргументация и тон выглядят вполне ожидаемо: Казахстан пытается отойти от «испытанного временем» и «безальтернативного» курса на союзничество с Россией, за что его следует «проучить» сразу же после «нашей победы». Правда, пока что эти воинственные кличи исходят от политиков и «экспертов» маргинального пошиба и официальной Москвой не приветствуются (хотя равно и не осуждаются).

И в этом контексте президент Токаев ухитрился, пользуясь старой метафорой Олжаса Сулейменова, «возвысить степь, не унижая горы». Во всяком случае, автору этих строк не довелось прочесть ни в казахстанских, ни в ведущих западных медиа негативных комментариев по поводу берлинского вояжа казахстанского лидера.

Это, разумеется, не снимает вопросов — прежде всего, о поставках казахстанского сырья на Запад (в Германию) по российской трубе (другой в нашем распоряжении, увы, не имеется). Показательно, что визиту президента в Берлин предшествовали переговоры наших «Казмунайгаза» и «Казтрансойла» с «Роснефтью», не афишируемые обеими сторонами. А ну как завтра выяснится, что наши германские партнеры под видом казахстанских нефти и газа получают подсанкционные российские, от которых официальный Берлин торжественно отказался? Вряд ли это понравится Вашингтону — особенно после свежего саммита в Нью-Йорке в том же самом формате С 5+1. То есть в теории с нашей страной может случиться нешуточный конфуз — к вящему удовольствию медийно-политических маргиналов по обе стороны самой протяженной в мире российско-казахстанской границы.

Максат НУРПЕИСОВ – «Как «мудрая дипломатия» Токаева может вывести Казахстан из политического тупика» — Итоги визита Касым-Жомарта ТОКАЕВА в Берлин проявятся позднее, но уже сегодня можно сказать, что он изменил не только двусторонние отношений Казахстана и Германии, но и «отредактировал» положение нашей страны на мировой арене.

Не обязательно быть политологом или международным экспертом для понимания того, что основными темами официально визита президента РК в ФРГ были нефть и санкции, а остальное – либо исходящее, либо второстепенное. И, судя по всему, Берлин услышал от Астаны то, что рассчитывал, пусть и с небольшими погрешностями.

Напомним, что Казахстан во многом зависит от нефтепроводов России (в том числе, от КТК), поэтому ищет альтернативные пути, которые тоже, между прочим, проходят через диктаторские страны. Но тот же упомянутый в ходе берлинских встреч «средний коридор» – это дело будущего в плане поставок нефти и газа в Европу, поэтому ей приходится пока закрывать глаза на то, что нефть к ним идет по российской трубе, а та же подсанкционная «Транснефть» получает с этого прибыль.

Но Германии Токаев понравился не только тем, что нефть предложил. Главное, на что обратили внимание тамошние СМИ, это заявление казахского лидера о том, что Казахстан соблюдает санкции против РФ. Deutsche Welle даже высказала мнение, что это заявление «разбудило Берлин», учитывая, что ранее немецкая пресса намекала на то, что мы замешаны в «сером импорте» и других крамольных вещах. В принципе, это не новость, равно как и заверения казахстанских властей о том, что Астана не собирается обходить антироссийские санкции.

Теперь, видимо, нужно было услышать то же самое и от казахстанского президента. Конечно, было бы странно, если Токаев сказал бы что-то другое или вовсе промолчал, поэтому и реакцию на его слова со стороны Германии и всего «коллективного Запада» следует воспринимать как «Ну вот и ладненько – давайте продолжим…». И продолжили.

Как бы там ни было, как на Западе, так и на Востоке услышали то, что хотели, пропустив мимо ушей оправдания Токаева о том, что Казахстан «не является антиРоссией» и будет продолжать свое союзничество. Кстати, относительно благосклонно эти слова восприняла и российская пропаганда. Официальные власти подчеркнули, что «Москва не вмешивается в отношения Астаны с третьими странами, но исходит из того, что Россия и Казахстан партнеры и союзники».

Впрочем, мы хотели сказать о другом. Как бы ни относиться к Касым-Жомарту Токаеву, надо отдать должное его опыту, который он сам определил как «мудрая дипломатия», хотя имел в виду немного другое (по переговорному процессу, который должен положить конец «украинскому конфликту»). И стороны это поняли – и Берлин, и Брюссель, и Москва, и Киев.

В целом же отметим, что такая позиция Акорды удовлетворила практически всех – каждый не только услышал, что хотел, но и рассчитывает получить от этого свои выгоды. Включая Астану.

Часть казахстанского общества предсказуемо скептически отнеслась к берлинским тезисам Касым-Жомарта Кемелевича, особенно, когда он стал отыгрывать назад, говоря, что с Россией у нас нормальные и добрососедские отношения. Но упомянутая «мудрая дипломатия» должна принести ю и ощутимую пользу. Во-первых, это политические выгоды, во-вторых – некие гарантии безопасности, а в-третьих, монетизация.

Также обратим внимание, что ряд немецких изданий, говоря о позитивных сторонах договоренностей на высшем уровне, подчеркивали, что «внутренняя ситуация в Казахстане остается критической». Отмечалось, что «страной управляет авторитарный режим, широко распространена коррупция, а ситуация с правами человека нестабильна». То есть, то, о чем открыто не говорилось и что не вошло в официальные сводки Акорды, все еще остается проблемой, которую надо как-то решать нашим официальным властям.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ – «Данияр АШИМБАЕВ: Токаев исходит в первую очередь из национальных интересов Казахстана» — Конец сентября выдался весьма насыщенным для президента Казахстана. Касым-Жомарт ТОКАЕВ помимо встреч с главами государств и руководством крупнейших мировых компаний принял участие во встречах формата С5+1 сначала в США, а затем и в Германии. И в отличие от других президентов центральноазиатских стран сразу же стал главным ньюсмейкером: его заявления не только облетели все мировые СМИ, но и стали предметом скрупулезного анализа различных экс­пертов и политологов. Мы тоже решили не оставаться в стороне и обсудили итоги этих визитов с известным политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ.

Формулировки Токаева надо воспринимать на дипломатическом языке, то есть мы соблюдаем санкции, но без фанатизма: мы не будем расшибаться в лепешку, чтобы разорвать сотрудничество с Россией, поскольку нам это вообще невыгодно. И он особо подчеркнул, что Казахстан не является антиРоссией. И это, на мой взгляд, ключевое заявление, потому что та же Украина, как мы помним, в свое время начала выстраивать именно антироссийское государство. Довела до абсурда “постколониальный синдром”, навязанный Западом и оголтелыми националистами. И к чему это привело?

Понятно: у немецкого бизнеса есть опасения, что он попадет под вторичные санкции, если будет с нами сотрудничать, и президент Токаев дал понять, что Казахстан учитывает эти опасения. Но в то же время он ясно дал понять, что проводить прозападный курс по отношению к России мы не будем.

У внешнего санкционного давления на Казахстан есть пределы. Казахстан с его производством той же нефти, металлов и урана на мировом рынке далеко не последний объект. И угрозами ухода с рынка можно добиться обратного эффекта в виде ответных мер. Мы уже видим, что у Казахстана есть претензии к деятельности того же “Тенгизшевройла” и Кашаганского проекта. И чрезмерное давление может поставить под удар американский бизнес здесь. Надо понимать, что Казахстан прежде всего исходит из своих интересов, которые заключаются в увеличении торговли по всем направлениям.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что в августе истек срок двухгодичного моратория на экспорт военной техники. И Казахстан его не продлил. И надо понимать, что у нас еще с советских времен скопились огромные запасы военной техники, танков и боеприпасов, на утилизацию которых потребуются миллиарды. И вообще-то продать их России для утилизации путем отстрела ею по украинским позициям экономически выгоднее. И все это прекрасно понимают, поэтому в случае усиления давления нам есть чем ответить для снижения страстей.

У Запада не так уж и много рычагов. Угроза конфискации активов казахстанской элиты за рубежом вполне вписывается в отечественную политику борьбы с незаконно выведенными активами. У нынешней правящей элиты Казахстана активов за рубежом особо-то и нет. А изъятие их у тех, у кого они есть, вызовет у руководства страны лишь ухмылку: вам же предлагали вернуть все по-хорошему.

Ну и плюс ко всему не стоит забывать, что президент Токаев — очень опытный дипломат, который исходит в первую очередь из национальных интересов Казахстана, а не из геополитических интересов США или экономических интересов Евросоюза.

Если рассматривать политическую часть, то это заявление, что “Казахстан — это не антиРоссия”. То есть очередное напоминание, что не стоит делать из Казахстана плацдарм для реализации чужих интересов.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.