Как прекратить разворовывание России?

Русские дураки и русские дороги пасуют перед русскими ворами. Воровство — не просто наша традиция: это стиль поведения и способ восприятия мира. Поэтому рассуждать об этической стороне воровства здесь столь же бессмысленно, как рассуждать об этической стороне самой жизни. Зато прагматическая сторона поддается рассмотрению, если строго поставить вопрос: как государству уберечь свою собственность? И при этом не мучить себя проблемами о легитимности самой государственной собственности, о «насилии над культурной традицией» etc.


Петр Первый с указанной «культурной традицией» боролся активно, но не вполне удачно, а два других известных борца с коррупцией — Петр Третий и Павел Первый — вообще кончили плохо. Разумеется, борьба велась не столько против воровства у государства, сколько за контроль над государством, но сегодня мы уже уверенно можем сказать, что это две стороны одной медали. Тех, кого в современной России называют «олигархами» и «лоббистами», в России Петра Третьего и Павла Первого знали под именем «гвардии». Значит, борьба монарха против гвардии за контроль над страной и борьба правителя с государственным воровством — одна и та же борьба.


Именно поэтому мы предполагаем, что Путин всерьез намерен бороться с воровством: его стремление к установке жесткой «вертикали» общеизвестно. То, что Путин не попробовал «искоренить» воровство кавалерийским наскоком, говорит в его пользу: можно быть уверенным, что нынешний правитель России не разделит судьбы своих предшественников, павших в борьбе с гвардией. Задачу, тем не менее, придется решать — для чего в первую очередь необходимо выявить основные и типичные каналы воровства и принципиальные методы их перекрытия.


Трансферты…


Важнейшей проблемой российской экономики, да и общества в целом, является тот факт, что большая часть этой экономики находится в серой и черной зонах. Каковы же основные схемы увода ее в тень?


Первичными и самыми базовыми из них являются, конечно, схемы трансфертных платежей. К ним по типу примыкают и другие аналогичные схемы — мы их продемонстрируем на примерах из газового и нефтяного бизнеса. Одна из самых типичных схем, через которую проходят огромные суммы, следующая: вертикально интегрированные нефтяные компании закупают у своих аффилиированных нефтедобывающих компаний сырую нефть по трансфертным ценам, в 5-10 раз меньшим, чем рыночные. Благодаря этому, в частности, значительно снижаются суммарные налоги, несмотря на то, что налоги от последующих сделок могут и увеличиваться.


Второй типичный канал воровства таков: вертикально интегрированные нефтяные компании и Газпром продают при экспортных сделках сырую нефть и газ своим аффилированным офшорным компаниям по ценам значительно ниже мировых. Те же, в свою очередь, перепродают это сырье зарубежным покупателям по равновесным ценам.


Еще один вид трансфертов: компании-импортеры поручают своим аффилированным офшорам закупать за рубежом продукцию по равновесным ценам, а сами, в свою очередь, перекупают ее у них по значительно более высоким ценам.


Наконец, третьим и самым известным видом трансфертов являются толлинговые схемы. В алюминиевой промышленности обычно используется внешний толлинг: импортер закупает сырье и передает его перерабатывающему заводу, оплачивая только переработку. В сельхозпереработке, в текстильной промышленности и в нефтепереработке распространен внутренний толлинг — переработка давальческого сырья. Аналогичные процессы происходят при привлечении так называемых инвесторов в жилищное строительство, когда дорогая эксплуатация построенного и проданного жилья перекладывается на муниципалитеты.


…и как с ними бороться


Самый простой и наиболее либеральный способ прекратить трансферты заключается в использовании механизма объявленных цен. Он подразумевает создание государственного бюллетеня, в котором будет публиковаться список цен, действующий в течение определенного периода. Этот период может быть сколь угодно малым, но не менее, чем одни сутки. Сами цены будут определяться той стороной, которая в настоящее время мошенничает.


Таким образом, нефтяные компании будут обязаны продавать сырую нефть всем желающим по этим ценам вплоть до следующего объявления цен. Точно так же компании-импортеры будут обязаны покупать по объявленным ценам продукцию у каждого, кто предлагает такую продукцию на продажу.


Толлинг же можно просто запретить в законодательном порядке.


Региональный беспредел…


Огромные средства разворовываются в регионах — при нецелевом использовании федеральных трансфертов и средств регионального бюджета. Также местные власти зачастую оплачивают муниципальные работы и услуги по завышенным ценам — за «откат». Разница делится между «высокими договаривающимися сторонами». Если учесть количество муниципалитетов в России, суммарные объемы воровства в этой сфере могут оказаться сопоставимыми с воровством нефтяных компаний.


…и как с этим бороться


Для предотвращения нецелевого расходования средств региональных бюджетов необходимо создать в каждом регионе депозитный банк. Все организации-налогоплательщики должны будут получить в этом банке карточку электронных расчетов и проводить через нее свои расчеты с региональным бюджетом. Это должно быть дополнено казначейской системой исполнения федерального бюджета.


Имеет смысл создать на уровне регионов счетные палаты, так как на федеральном уровне этот орган зарекомендовал себя достаточно позитивно. Региональные палаты смогут вскрывать крупные злоупотребления более оперативно и независимо, чем это получается у следственных органов и прокуратуры. Также нелишне организовать систему независимых и регулярных аудиторских проверок на муниципальном уровне.


Для предотвращения муниципального воровства следует запретить любые муниципальные внебюджетные фонды. Расходная часть бюджета формируется строго на основе его доходной части. Все необходимые для данной территории работы и услуги, оплачиваемые из бюджета, проводятся на основе договоров о предоставлении прав осуществлять эти работы или услуги, в которых определяются все условия. Например: транспортная компания заключает с муниципалитетом договор об обслуживании населения. В договор включаются расписание, маршруты, цена билета, штрафные санкции за нарушение расписания — вплоть до расторжения договора. Представляется бизнес-план, в котором определяются затраты и доходы. Если компания получает прибыль, то муниципалитет ничего ей не платит. Если же такой проект является планово-убыточным, то муниципалитет дотирует компанию, чтобы покрыть ее расходы. На аналогичных условиях следует сдавать объекты муниципальной инфраструктуры в концессию.


Корпоративный беспредел…


Нецелевое расходование средств популярно не только среди глав местных администраций, но и в крупных компаниях, частных, государственных и полугосударственных. Еще один канал корпоративного воровства — использование векселей и схем взаимозачетов при неденежных формах расчетов.


Крупнейшей структурой, плодящей криминалитет, являются торговые монополии, которые покупают товары оптом и продают их в розницу. Средняя величина торговой наценки составляет половину розничной цены товара. При этом до двадцати процентов от розничной цены товара составляет доход чистого криминалитета. Среди подобных структур особенно перспективными являются структуры сбытовой кооперации.


…И как с ним бороться


Для борьбы с «нецелевкой» необходимы постоянные аудиторские проверки. Воровство через векселя можно затруднить, максимально ограничив (а впоследствии — запретив) неденежные формы расчетов. Средством же борьбы с монополиями стало бы создание вертикально-интегрированных структур. Первым шагом к этому является продажа продукции производителями через собственные розничные магазины.


В который раз — о приватизации


Разговор об этом выглядит банальным, но лишь потому, что вопрос о приватизации стоит перед Россией слишком долго, успел «примелькаться» — но так и не был решен. Чтобы восстановить законность в этом вопросе, необходимо:


1. Аннулировать результаты залоговых аукционов как типичных притворных сделок.


2. Аннулировать сделки по продаже предприятий стратегическим инвесторам, если они не выполнили своих обязательств по инвестициям в приобретенные предприятия.


3. Отстранять неэффективных собственников путем государственного инициирования процедуры банкротства.


4. Поскольку так называемая «ваучерная приватизация» была осуществлена по не менее чем на порядок заниженным ценам, государству необходимо восстановить свои права собственника. Для этого достаточно осуществить дополнительную эмиссию акций приватизированных предприятий — на сумму недооцененной стоимости.


Исполнить все перечисленные выше благие пожелания очень сложно: правителю придется преодолеть сопротивление могущественной «гвардии» лоббистов. Методы (и саму возможность) установления контроля над «гвардией» мы обсудим в следующий раз.