Абдыганы Эркебаев: “Осенью в Кыргызстане ожидаются политические перемены”

Интервью со спикером Законодательной палаты кыргызского парламента

Султан Жумагулов: В последнее время внимание общественности всего центрально-азиатского региона приковано к Кыргызстану из-за непрекращающихся здесь политических и криминальных баталий. Это печальные аксыйские события, убийство китайского дипломата, покушение на секретаря Совета безопасности Мисира Ашыркулова, взрыв в торговом центре “Оберон”, поджог 19 китайских торговцев, нападение на жалалабадскую милицию… Все это вызывает опасение широкой общественности, в том числе и в соседних государствах, и люди хотят получить ответ на вопрос: что происходит в Кыргызстане?


Эркебаев: Во-первых, я разделяю озабоченность наших избирателей, а также наших соседей по поводу последних событий в Кыргызстане. Поэтому мы в Законодательном собрании инициировали парламентские слушания с привлечением руководителей правоохранительных органов страны. В течение трех дней шли жаркие дебаты о состоянии дел в этих органах. Звучали также голоса с требованием отставки всего состава правительства. Депутаты аргументировали это тем, что нынешнее правительство уже не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан и всего государства.


В конечном счете, большинство депутатов пришли к мнению, что необходимо дать месячный срок правоохранительным органам для исправления положения в стране. Вместе с тем мы поставили перед президентом вопрос о рассмотрении персональной ответственности ряда высокопоставленных чиновников за происходящее. Они явно не справляются со своими задачами по обеспечению безопасности страны. Если по истечении срока ситуация коренным образом не изменится, парламент вправе принять решительные меры.


Необходимо отметить, что наша страна переживает не самые лучшие времена за годы своего суверенитета. Если прошлогодние события, связанные с трагедией в Аксыйском районе, где, как известно, 17-18 марта погибли мирные демонстранты, вызвали общественно-политическую дестабилизацию внутри Кыргызстана, то нынешние инциденты обретают несколько иной характер. Я бы подчеркнул, что мы имеем дело уже с проявлениями террористических актов, политического бандитизма с участием граждан других стран. Поэтому неслучайно наши соседи проявляют беспокойство вокруг последних событий в Кыргызстане.


На днях я принял посла Ирана в Кыргызстане, который обеспокоен фактами угрозы в отношении своих соотечественников, которые ведут бизнес у нас. Мне также известно, что атакам и угрозам подвергаются граждане и других государств. Налицо подрыв имиджа Кыргызстана перед мировой общественностью.


Я, как государственный деятель, еще в прошлом году открыто заявлял, что все происходящее в стране – это результат паралича власти. Это касается в первую очередь исполнительной власти страны. Поэтому, мы, как народные избранники, жестко поставили вопрос перед исполнительными органами.


С. Жумагулов: 27 мая во время вечернего заседания правительства премьер-министр Николай Танаев призвал руководителей силовых структур подать в суд на некоторых депутатов, которые накануне высказывали нелицеприятные слова в их адрес. Что вы думаете по этому поводу?


А. Эркебаев: К сожалению, уважаемый мною Николай Тимофеевич Танаев допускает очередную правовую и политическую оплошность. В Конституции страны черным по белому записано, что депутаты за свои выступления во время парламентских дискуссий не могут быть подвергнуты судебным преследованиям. Кроме того, кто, если не народные избранники, будет открыто говорить о слабой деятельности исполнительных органов, которые призваны защищать интересы населения и государства?


Должен отметить, что наш премьер не первый раз попадает впросак. В январе 2002 года он подписал постановление, которое, в сущности, было направлено против ограничения издательской деятельности, иными словами, свободы слова. Тогда потребовалось очень много усилий местных и международных организаций, чтобы отменить тот документ. Но в итоге был нанесен определенный урон демократическому имиджу Кыргызстана.


С. Жумагулов: Обозреватели отмечают, что после вашего выступления на Совете безопасности 31 марта этого года, вы попали в опалу и нажили врагов из-за своего высказывания о том, что “именно в самом верхнем эшелоне власти сидят главные коррупционеры страны”. После этого ряд СМИ опубликовали ряд критических статей в ваш адрес…


А. Эркебаев: Я привык выражать свою позицию открыто и честно. И так было всегда — и тогда, когда я занимал важные государственные посты, и тогда, когда работал литературным критиком. Вполне возможно, что мои слова могут одним нравиться, а другим нет.


Хочу сразу подчеркнуть, что с президентом Акаевым у меня вполне ровные отношения, которые сложились между нами давным-давно. Но вместе с тем я допускаю, что некоторые деятели из его окружения могли воспринять мои критические замечания в свой адрес, и отсюда сделать определенные выводы.


С. Жумагулов: Некоторые высокопоставленные чиновники в своих интервью отмечают, что Законодательное собрание стало своего рода “главным штабом” политической оппозиции. Кроме того, в последнее время все чаще слышатся предположения о том, что осенью этого года парламент будет распущен. Существует, говорят, и такая версия: Кыргызстан скоро может перейти от президентского правления к парламентской республике. Возможен ли такой поворот событий?


А. Эркебаев: Мне тоже часто приходится слышать подобные слухи и предположения. Но сначала хочу прояснить ситуацию по поводу замечания относительно оппозиционности Законодательного собрания. Нам следует смириться с тем фактом, что законодательная палата в силу своей природы является тем политическим институтом, где сосредоточены представители различных политических сил и слоев общества, и вполне естественно, что именно в парламенте и сталкиваются различные позиции. В этом призвание и сила законодательной власти, и это есть наше демократическое достижение.


В то же время могу утверждать, что парламентское большинство состоит из проправительственно настроенных депутатов, тогда как его оппозиционное крыло составляет меньшинство. Мне представляется, что наш парламент отражает сегодняшнее политическое состояние и потребности кыргызского общества и вполне способен к конструктивному сотрудничеству с другими ветвями власти.


Относительно возможности досрочного роспуска парламента моя позиция известна: такой поворот способен лишь привести к новой дестабилизации политической ситуации в стране. Переход к парламентскому правлению тоже ничего хорошего нам не сулит. Для проведения подобной реформы сейчас в Кыргызстане нет ни политической, ни правовой необходимости, не говоря об экономическом ущербе от такой затеи. Может быть, кто-то мечтает об этом, но каждый из нас должен осознать, что все мы обязаны следовать законам, если хотим построить подлинно демократическое государство.


С. Жумагулов: Как известно, в 2005 году в Кыргызстане должны пройти очередные парламентские и президентские выборы. Вы уверены, что предстоящие выборы будут честными и произойдет демократическая смена власти?


А. Эркебаев: Судя по решительным заявлениям президента Аскара Акаева, которые он сделал и перед местным, и перед международным сообществом, у нас произойдет нормальная и законная передача власти. Во всяком случае, у меня нет оснований не верить обещаниям нашего президента о том, что он не будет выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах. Думается, Аскар Акаев не свернет с демократического пути.


Кто придет на смену нынешней власти – это вопрос времени. Я сейчас не готов комментировать это. Но я полагаю, что осенью этого года многое в Кыргызстане прояснится, и мы получим ответы на многие, волнующие общество вопросы.


С. Жумагулов: Спасибо за интервью.