Три года назад, перед майскими праздниками, мне позвонил старый друг из Казахстана. Сказал, что едет в Россию по делам, вместе с женой, и, если мы дома, то они бы заехали к нам в Москву.
Я ответил, что это отличная идея, и что мы как раз никуда не собираемся.
Этот мой друг руководит департаментом по связям с общественностью в одной большой казахстанской компании. А его жена вице-президент в этой компании и курирует, в том числе, департамент своего мужа. Вот так интересно у них сложилось.
Какие дела у супругов в России я по телефону расспрашивать не стал. Узнал только, что это в Псковской области, и что в Москву они заедут на обратном пути.
И действительно заехали, буквально на несколько часов. Усталые, но довольные. Оказывается, в составе большой казахстанской делегации супруги выезжали на Псковщину, чтобы привести в порядок памятники Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой к 65-летию Победы.
Как я понял, в организации поездки и, особенно в её финансировании не последнюю, скромно говоря, роль сыграла компания, в которой трудится мой друг и его жена. А они, в свою очередь, сыграли не последнюю роль в том, чтобы связи с казахстанской общественностью у компании выстраивались посредством вот таких достойных и своевременных мероприятий.
Вечером я отвёз супругов в аэропорт. А на следующее утро, точно по расписанию, из подмосковной Лобни прибыла на ежедневную вахту — нянчиться с нашим малышом и кормить зятя — моя тёща. И в разговоре с ней я упомянул, что вчера у нас были земляки из Казахстана. Что они ездили обновлять подзапущенные памятники Алие и Маншук или даже ставить новые. И что еврейско-узбекская сырьевая компания, в которой трудятся мои казахские друзья, поступает очень правильно и дальновидно.
Тёща как раз выкладывала на кухонный стол пакеты с домашней бужениной и беляшами. Услышав про земляков и памятники, она распрямилась, с лица её сошло привычное выражение бытовой озабоченности. Глаза моей тёщи сверкнули.
Дальше последовал рассказ о том, как в 1980-е годы учительница истории алма-атинской средней школы №58 Татьяна Петровна К. создавала первый и единственный в столице Казахстана школьный музей Алии Молдагуловой. Как собирала письма, фотографии и воспоминания по всему Союзу, и как тоненькая казахская девочка стала ей почти родной.
К началу 90-х музей был по-настоящему серьёзным и основательным. Туда водили экскурсии. А потом всё круто переменилось. На базе пятьдесят восьмой школы организовали казахско-турецкий лицей, и советская героиня Алия Молдагулова оказалась ему не ко двору.
Учительница пыталась отстоять музей, ходила по начальству, но, несмотря на пробивной, я бы даже сказал бронебойный характер, ничего не смогла доказать. Потому что время на дворе стояло такое. Время разбрасывать камни.
Новые хозяева школы приказали выбросить все экспонаты на помойку. Но завхоз и другие исполнители приказа аккуратно сложили эти стопки бумаги, фотографии в рамках, картонки и железки возле контейнеров, а школьники из класса Татьяны Петровны прибежали к ней домой и обо всём рассказали. Учительница отправилась с детьми в спасательную экспедицию, хозяйственно собирала и складывала музейное добро на балконе своей тастаковской двушки. Сложила, сколько поместилось. И только потом, отпустив детей, разревелась.
А колёсики времени продолжали тикать. После разгрома школьного музея прошло несколько лет. Учительница как-то сумела пристроить остатки экспонатов в Центральный Государственный музей Республики Казахстан, продала квартиру и переехала в Подмосковье, поближе к дочке. Вышла на пенсию, нянчится с внуком, кормит зятя беляшами, уже почти не вспоминает старые дела – и вот они сами её догнали.
В то утро я услышал много интересного об исторической памяти казахского народа. Хотя, конечно, у русского народа с исторической памятью тоже не очень. В ней полно всяческих загогулин. Чтобы далеко не ходить за примером: в Санкт-Петербурге в начале 90-х также закрыли музей Алии Молдагуловой в средней школе №140, где она училась в старших классах. Свалили все экспонаты в кладовке. А в 2008 году опомнились и открыли музей снова.
Всё возвращается на круги своя. Хотя не всегда по простой траектории. Вот и казахи вернулись на Псковщину, чтобы на выручку от сырьевых доходов господина Машкевича, которые он у них приватизировал, восстанавливать памятники своим героическим дочерям.
Кстати совпадения для меня в тот раз не кончились. Оказалось, что, создавая в 80-е годы музей, моя будущая тёща переписывалась с одним бывшим сотрудником казахстанского постпредства в Москве (так при советской власти называлось ваше посольство). Он в своё время, в 60-е, в некоторой степени и открыл для широкой общественности имя Алии Молдагуловой, собирая о ней сведения в архивах Москвы, Ленинграда, а также Ярославля, где казахская девочка во время войны училась в техникуме и откуда ушла на фронт.
Я спросил, как звали этого человека, и оказалось, что это тот самый С.Т., с которым я
хорошо был знаком, когда он работал уже гендиректором птицеводческого объединения в Чимкентской области, а я был обозревателем “Казахстанской правды”. Прогрессивный С.Т. не поладил с областным начальством, обратился за помощью к перестроечной прессе. Я съездил в командировку и написал статью в поддержку гендиректора. Она называлась, как сейчас помню, “Один в поле”. Через некоторое время моего героя перевели по горизонтали в другой южный регион, однако на новом месте он опять не сумел выстроить отношения и с начальством, и с подчинёнными, поэтому давайте обойдёмся без фамилий.
Наверно, правильно было бы закончить заметку на умеренно оптимистической ноте: разбросанные камни мы с вами потихоньку собираем, памятники и музеи восстанавливаем. Но когда я погуглил в интернете на тему Алии Молдагуловой, то нашел новый скандал: её родственники захотели перезахоронить прах героини на исторической родине, в Казахстане, и выяснили, что могила в Псковской области пуста. Она, оказывается, носила символический характер. На самом деле Алия похоронена в братской могиле, вместе с сотнями других советских воинов, и найти её прах невозможно.
Да и стоит ли искать? Страну мы с вами разделили, но, может, не надо делить героев былых времён?
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.