Очерки этнической истории казахов

Часть 6. Окончание

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть4, Часть 5

VI. О пассионарной теории этногенеза

Этногенетический цикл, если исходить из пассионарной теории Гумилева, имеет продолжительность в 1200- 1400 лет (по-видимому, это самый протяженный циклический процесс в природе) и, следовательно, оказывает заметное воздействие на ход исторических событий вековой длительности. Тем более что полный цикл этногенеза состоит из отдельных фаз протяженностью 250-300 лет, дающих уже более конкретную информацию о рассматриваемом периоде. Поэтому для наших целей важен сам факт наличия кривой этногенеза, а не те, порой фантастические, объяснения, которые приводит Гумилев для обоснования своей теории. Если закономерности этногенеза определены Гумилевым эмпирически, на основе изучения и анализа многочисленных этнических историй, о которых он подробно рассказывает в своих публикациях, то собственно гумилевская интерпретация этнических процессов не имеет определяющего значения. Ведь многие положения пассионарной теории (такие, например, как понятие пассионарности, этнического поля или пассионарного толчка, вызывающие наибольшее недоумение) могут быть переосмыслены и рассмотрены с современной точки зрения.

Сама по себе кривая этногенеза представляется совершенно естественной, так как полностью отражает жизненный цикл любого живого организма: рождение, рост, возрастные кризисы, пора расцвета, зрелость, старость, смерть, и не зависит от субъективных восприятий.

В основе гумилевских представлений о пассионарности как движущей силы этногенеза лежит понятие «энергии живого вещества биосферы», введенное в научный оборот Вернадским В.И. Поэтому пассионарность Гумилев определяет как избыток биохимической энергии живого вещества, вызывающий способность к сверхнапряжению и порождающий жертвенность ради достижения иллюзорной цели. При этом он оценивает пассионарность как биологический (генетический) признак, обуславливающий повышенную абсорбцию (поглощение) биохимической энергии из внешней среды и ее превращение в работу. Однако, к сожалению, все эти утверждения полностью расходятся с данными современной биологической науки.

Так, например, первый закон биоэнергетики утверждает, что живая клетка напрямую не использует энергию внешних ресурсов (света или химических реакций) для совершения полезной работы. Для этого живая клетка с помощью механизмов фотосинтеза, окислительно-восстановительных реакций и дыхания превращает внешнюю энергию в специальную молекулу АТФ (аденозинтрифосфата), в химических связях которой она накапливается для совершения в последующем необходимой работы. Чем больше создается молекул АТФ, тем более энергоемкой становится клетка.

После этих уточнений снова вернемся к понятию пассионарности и определим ее в общепринятом значении: -«страсть». Как и любая другая эмоция, страсть относится к психоэмоциональной сфере и подвержена воздействию различных уровней психической энергии (если она, конечно, есть): больше – меньше. По-видимому, можно предположить, что высокому уровню пассионарности будет соответствовать большее количество молекул АТФ, бỏльшая способность к работе и, следовательно, бỏльшая активность организма в целом. В пределе это ведет к агрессивному настрою личности, что уже является непосредственным откликом организма на внешнее воздействие, так как человек обладает высокой внутривидовой агрессивностью. Таким образом, если пассионарность «разбудит» агрессивность, то последняя дальше будет действовать самостоятельно за счет внутренних резервов организма на фоне высокой эмоциональной активности индивида.

Поэтому пассионарность (как страсть) и агрессивность (как биологический признак) в полной мере определяют энергетическое состояние этнической системы, необходимое для ее развития. При этом энергетика этногенеза строится на основе биохимических процессов в живой клетке и в соответствии с биологическими законами.

Еще один «мутный» вопрос в теории этногенеза Гумилева – пассионарный толчок. Сам он определяет пассионарный толчок как микромутацию, вызывающую появление пассионарного признака со всеми вытекающими из этого энергетическими чудесами, о которых мы только что говорили.

Лев Николаевич Гумилёв

Лев Николаевич Гумилёв. (Фото из архива РГО)

Понятно, почему Гумилев придал пассионарности статус генетического признака – ему надо было ввести понятие микромутации, без которой не получается «толчок».

Итак, как же происходит на самом деле зарождение этноса? Что для этого надо? Каким условиям оно должно удовлетворять?

Очевидно, что для появления нового этноса необходимо иметь исходные этнические субстраты, то есть осколки прежних этносов, завершивших свой жизненный цикл, вмещающий и кормящий ландшафт, но этого мало — нужно еще что-то, что позволит возникнуть сплоченной группе (кучке) агрессивных пассионариев (или пассионарных агрессоров), способных на высокой эмоциональной волне преодолеть инерцию застоя, оставленного предыдущим этногенетическим циклом.

В этом «что-то» – главная разгадка гумилевского «толчка». И это, конечно, никакая ни микромутация, а самая настоящая Идея, идея с большой буквы, почти религия или даже сама религия. Вспомним, что было толчком к созданию византийского этноса – христианство! Этнос возник в восточной части Римской империи во II в.н.э., сформировался в IV в., а закончился с падением Константинополя в 1453 г., пройдя весь 1200-летний период полноценной этнической истории.

Другой пример – арабский этнос, в скорое время превратившийся в арабо-персо-тюркский суперэтнос. Объединителем этой гигантской этнической общности, названной впоследствии Мусульманским миром, также стала религия – ислам, возникшая в аравийской пустыне в VII в.н.э.

На совершенно другой идейной основе происходило формирование романо-германского этноса (IX в.н.э.), позднее превратившегося в европейский суперэтнос, объединяющий все европейские народы христианского вероисповедания. Поэтому его нередко именуют Христианским миром. Силой, сплотившей европейцев, стала идея возрождения Римской империи на основе этнических образований, выросших из варварских племен, сокрушивших в свое время Рим (вандалы, франки, бургунды, готы, гунны, авары). Инициативу проявили франки, сумевшие раньше других объединиться и создать свое королевство. При короле Карле Великом королевство превратилось в сильное государство, способное объединить большую часть Европы, позднее его назовут Священной Римской империей.

Все этнические истории, которые Гумилев приводит в обоснование своей теории, имеют это «что-то». И всегда это не мутация, ведущая к появлению особого биологического (генетического) признака, а духовный подъем высочайшего накала, способный к созданию устойчивой группы людей, стремящейся к достижению иллюзорной для окружающих цели.

Конец

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.