10 вызовов для правительства Сагинтаева. Разрыв между богатыми и бедными растет. Уровень жизни населения падает. Часть 8

Реальная борьба с бедностью в Казахстане еще и не начиналась

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5. Часть 6. Часть 7

Вызов №8: Снижение уровня жизни населения

Одна френдесса по Facebook пишет: «Доллар 375… С последней девальвации, я потратила почти 3 года, чтобы догнать уровень жизни до нее. Не улучшить, а просто догнать. Я стала работать в два раза больше, меньше видеть свою семью, испытывать больше стресса, чтобы просто сохранить, что было.

Мне это удалось к началу 2018-го.

9 месяцев я жила так, как жила до августа 2015 года, и вот снова. Снова 3 года моей жизни перечеркнуты, и снова мне придется прикладывать еще больше усилий, чтобы догнать, даже не удержать, а просто догнать уровень дохода. При этом я совершенно отчетливо понимаю, что мой результат зависит не от меня. Все, что я делаю, может вот так вот быть перечеркнуто. Меня загоняют в состояние беспомощности.

В ближайшее время начнется рост цен по всем направлениям и урезка бюджетов. В течение полугода закроются не справившиеся с кризисом компании, и армия безработных пополнится.

Та ситуация с преступностью, которая есть, покажется нам раем, по сравнению с тем, что будет в 2019 году. На фоне всего этого понимания, особенно кощунственно выглядит новость, о красных человечках за 189 млн. тенге, которые украсят улицы Алматы.

И как-то совсем не хочется смотреть с оптимизмом на весь этот ахтунг».

***

Не все люди столь пессимистичны. Некоторые находят повод пошутить: «Готов нести груз ответственности любого уровня за зарплату в 1 млн. тенге в месяц! Соцпакет не нужен!».

Но уровень жизни населения падает, потому что такие зарплаты возможны только для членов правительства, топ-менеджеров многочисленных квазигосударственных компаний и депутатов парламента. С созданным ими для себя, любимых, соцпакетом.

сагинтаев экономика

***

Обратимся к статистике. Возьмем, к примеру, среднедушевые номинальные денежные доходы. Если считать в тенге, то, безусловно, они растут из года в год – кто спорит? Например, с 2010 года они выросли в 2 раза, с 39 тыс. тенге до 81,5 тыс. в 2017 году.

Но если взять долларовый эквивалент, то за это время они немного упали: в 2010-м этот показатель составлял $264,8, а в прошлому году – $250,1. При этом абсолютного максимума мы достигали в 2013 году – $271,1.

Конечно, сейчас некоторые чиновники подпрыгнут в своих мягких креслах от возмущения. Начнут утверждать, что в долларовом эквиваленте считать некорректно. Но, увы, для нас доллар был и остается неким бенчмарком, то есть, неким эталоном, позволяющим с относительной объективностью сравнивать те или иные экономические показатели.

ВВП на душу населения в тенге тоже растет поступательно, а в долларах, увы, нестабилен. Позитивный скачок за последние 10 лет был в 2008 году, когда этот показатель вырос с $6771 до $8513. В 2009 году он упал до $7165. В 2013 году мы получили исторический максимум – $13890. Затем ВВП на душу населения снова начал падать, скатившись в 2016 году до $7714. В прошлом году он достиг $9030.

Как видим, эти показатели напрямую зависят от стоимости тенге к доллару. Как только проводилась девальвация тенге, показатели сокращались. Это означает, что курс тенге – явный барометр развития национальной экономики. И чтобы сравнивать наше экономическое развитие с другими странами – тут никуда не деться, нужно обращаться к этому бенчмарку, как бы того нам ни хотелось.

Кроме того, падение курса национальной валюты напрямую влияет и на уровень жизни населения, о чем красноречиво свидетельствует пост в Facebook, приведенный выше.

Но если этот показатель – ВВП на душу населения – свидетельствует о макроэкономических достижениях, то, например, индекс реальных денежных доходов больше говорит о личном благополучии населения. В 2016 и 2017 годах реальные доходы падали. Они возобновили свой рост только в первом квартале с.г.

Если верить статистике, то доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, последние два года остается на стабильном уровне 2,6%. Хотя еще в 2011 году бедных было в два раза больше – 5,5%.

***

сагинтаев экономика

С 1 сентября 2019 года будет повышена минимальная зарплата труда в 1,5 раза, с 28 до 42 тыс. тенге. Сегодня, по данным минтруда, предоставившем информацию для Послания главы государства, 1,3 млн. человек получают минимальную зарплату. Так что это не какой-то абстрактный показатель, а конкретный. И это значит, что такое количество человек имеет всего $3,7 в день. Это, конечно, не уровень бедности, но и не уровень богатства. Эти 1,3 млн. человек также можно отнести к малообеспеченной категории населения, которая в настоящий момент, согласно статистике, составляет 2,6% — 324 тыс. человек.

Итого: 1,624 тыс. человек в Казахстане живут бедно. 18% от экономически активных граждан!

Можно взглянуть на этот показатель и с другой стороны. Поскольку минимальная зарплата существует в природе и в зарплатных ведомостях, интересно узнать, как же оплачивается труд этих людей.

Так, например, в Европе минимально зарабатывают 8,5 евро в час, в Казахстане – 166 тенге, или 0,39 евро. С 1 января 2019-го будут зарабатывать 250 тенге в час, или 59 евроцентов!

При этом у нас появилась стратегическая цель — войти в топ-30 развитых стран мира…

***

Кстати, с 1 января минимальная зарплата не будет привязана к прожиточному минимуму.

Оторвать зарплату от этой материи оказалось довольно просто. Прожиточный минимум по-прежнему будет считаться «исходником» для назначения социальных выплат. Они растут каждый год, в соответствии с ростом размера прожиточного минимума, но, конечно, не в 1,5 раза, как вырастет минимальная зарплата. Ожидать увеличения социальных выплат в таком размере не стоит.

Так что это решение еще больше сегментирует малоимущих: тех, кто находится ниже черты бедности и тех, кто чуть выше нее.

***

О том, как в стране обстоит с минимальной социальной поддержкой населения и все увеличивающемся разрыве между богатыми и бедными, мы писали в статьях «Государственный минимализм. Часть I» и «Государственный минимализм. Часть II». Также мы обращали внимание на то, что профильное ведомство явно желает улучшить социальные показатели путем изменения методик и нехитрых манипуляций, вместо того, чтобы начать реальную борьбу с бедностью.

Но надо понимать, что за качество жизни казахстанцев отвечает не отдельно взятое ведомство, а правительство в целом. Что оно готово сделать для нас?

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.