Весь 2020-ый год люди занимались своими обычными делами: убивали, обманывали, грабили друг друга, только при этом болели сверх обычного.
Для Ирана 2020-ый начался с убийства американцами генерала Касема Сулеймани на территории международного аэропорта в Багдаде, а под занавес года израильские спецслужбы уничтожили иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде уже непосредственно на территории ИРИ. В обоих случаях использовались беспилотные летательные аппараты. Первый раз Тегеран ответил ракетным ударом по военным базам США в Ираке, а по убийству руководителя иранского атомного проекта пока взята пауза. Видимо, это связано со сменой хозяев Белого дома. Развитие событий показало, что полноценной замены генералу Сулеймани Иран найти не смог, а как будет развиваться ситуация без Фахризаде – время покажет.
Участники передела Ливии весь год не могли согласовать свою жадность. По логике развития событий должен остаться один победитель. Но, поскольку за центральным правительством Фаиза Сараджа (официально признанным) стоит Турция, оно смогло удержаться под ударами фельдмаршала Халифы Хафтара, которого поддерживают Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие серьезные в военном либо финансовом отношении страны.
Владимир Путин в Израиле, на Всемирном форуме памяти жертв Холокоста предложил лидерам стран – постоянных членов Совета безопасности ООН провести новую Ялтинскую конференцию и договориться о разграничении сфер влияния. Западом идея была проигнорирована, поскольку с Кремлем он ни о чем договариваться не хочет.
Дональд Трамп широко разрекламировал «Сделку века» по Палестине. Там 180 страниц, 23 раздела и много двусмысленностей, в том числе по статусу Иерусалима. Арабы отказались от «заманчивого» предложения, поскольку документ составлен в пользу Израиля, а не на принципах компромисса.
Весь год по принципу качелей шатало «белорусский вопрос». Сначала Александр Лукашенко отказался от глубокой интеграции с Россией в пользу личной власти. Потом с треском выиграл президентские выборы и получил масштабные акции протеста. Поняв, что Запад играет на его устранение, вновь ринулся в объятия Москвы. Совместными усилиями Минск и Кремль майдан в Беларуси ликвидировали, но некоторое искрение продолжается.
Мюнхенская конференция по безопасности – 2020 прошла под гнетом «обеззападнивания». Коллективный Запад теряет былую совокупную мощь в экономической, финансовой, военной, культурной, идеологических сферах и не знает как дальше с этим жить.
Продолжались боевые действия в Сирии. Правительственная армия Дамаска сократила территорию в провинции Идлиб, которая находится под контролем протурецких боевиков, но полностью восстановить суверенитет над ней не смогла. Впрочем, как и над рядом других территорий в официальных границах Сирии.
Спарринг-партнером Дональда Трампа на президентских выборах США демократическая партия выставила геронтократа Джо Байдена. На момент начала кампании многие были уверены, что действующий хозяин Овального кабинета победит своего соперника нокаутом. Однако кризис, вызванный коронавирусом, позиция социальных сетей – гигантов, командная игра финансистов и избирательные махинации принесли победу г-ну Бадену. Трамп обещал не уступать Белый дом, но, хотя понтов у него очень много, боец он оказался заурядный. В декабре коллегия выборщиков проголосовала за нового президента Джо Бадена.
Коронавирус – главное слово 2020 года. В его тени протекала гигантская часть геополитики. Проверялись на прочность медицинские, образовательные, социальные, правоохранительные и политические системы, компетенция органов государственного управления и качество информационного поля, прочность международных договоров. Для очень большого количества людей, в том числе широко известных и знаковых, данный год оказался последним в их жизни.
Нефтяная война – 2020 проходила особенно ожесточенно и с очень чувствительными издержками для всех ее главных участников – России, США и Саудовской Аравии. Отличительной особенностью этого противостояния стало ее протекание на фоне глубокого падения мировых цен на «черное золото». По итогам года можно сказать, что сильнее всех сократила свои объемы индустрия сланцевой нефти в Штатах.
Коронавирус и все плохое, что он с собой принес, торпедировал намерение Кремля с помпой провести празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Завершающийся год показывает, что психоисторическую войну Москва все больше проигрывает, теряя в ней рубеж за рубежом.
Весь год США выясняли отношения с Китаем на экономическом, политическом, дипломатическом и в какой-то степени военном фронтах. Развитие событий показало, что на противостояние с Поднебесной отмобилизован весь американский истеблишмент. У республиканцев и демократов разница только в методах и приоритетах борьбы с Пекином, а так полных консенсус в том, что «китайский вопрос» нужно решать и глобального лидерства Вашингтона не упускать. Поднебесная приняла вызов и стала отвечать.
Беспорядки и погромы в американских городах на расовой почве заметно потрескали витрину благополучия США. По ходу волны сильно досталось не только памятникам генералам и офицером армии конфедератов в гражданской войне Севера и Юга 1860 – 1865 гг., но и Христофору Колумбу, например. Памятникопад перекинулся в Европу, принимая порой не только абсурдные, но и комичные формы. Очень сильно стерлась граница между политкорректностью и маразмом, тогда как расизм ни куда не делся.
Пока Дональд Трамп оставался полновластным лидером Вашингтона, не прекращались американо-европейские «терки». В какой-то момент европейцев «наезды» из Белого дома так допекли, что канцлер Германии Ангела Меркель заявила: миру следует готовиться к жизни без лидерства США. Потом г-жа Меркель была в числе тех, кто первым поздравил Бадена с победой на президентских выборах.
Владимир Путин провел пакет политических реформ, по результатам которых «обнулились» сроки его правления, и теперь он вновь может выставлять свою кандидатуру на президентских выборах.
Китай форсировал свой суверенитет над Гонконгом, не дожидаясь 2047 года, когда официально завершается формат соглашения «Одна страна, две системы». Коллективному Западу все это категорически не понравилось, но Поднебесная сейчас сильна, а потому может пренебрегать условностями.
Евросоюз продвигает в жизнь «углеродный налог», который фактически является красивой упаковкой неоколониальной политики. Часть сырьевых долларов что от России, что от Казахстана теперь будет перераспределена в пользу Брюсселя.
Состоялась еще одна война за Нагорный Карабах. В этот раз убедительно выиграл Азербайджан. Остатки непризнанной республики Арцах взяты под опеку российскими миротворцами. Фактически Москва получила еще одну военную базу в Закавказье.
Папа Римский Франциск разочаровался в капитализме и сообщил об этом в энциклике. Его Святейшество предлагает двигаться по социалистическим рельсам, хотя и несколько завуалированно.
Во Франции, на родине Варфоломеевской ночи, опять неспокойно. Теперь людей режут исламисты. Эммануэль Макрон обещает всем фанатично настроенным показать, что Франция – это светское государство, и оно умеет за себя постоять.
31 декабря 2020 года заканчивается переходный период в отношениях вышедшей из Евросоюза Великобритании и Объединенной Европы. Лондон и Брюссель о правилах совместной жизни после развода не договорились, что может сильно осложнить жизнь обоим, но Альбиону – больше.
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.